
История начинается с личного опыта. Бывшая спортсменка и модель Эльза Хоск (@hoskelsa) делится с подругой радостной новостью: итальянец Никола, с которым она однажды встретилась в Москве, прислал ей билет в Париж. Она ожидает романтических выходных. Однако реакция подруги оказывается совершенно иной — осуждающей. Девушку упрекают в легкомыслии и отсутствии гордости, намекая, что такое поведение недостойно. Этот случай становится отправной точкой для размышлений о двойных стандартах в отношении женской сексуальности.
Слатшейминг: осуждение за открытость
Если бы это происходило в Америке, подобный упрек можно было бы назвать слатшеймингом — публичным осуждением женщины за ее сексуальность, количество партнеров, откровенные наряды или поведение. Яркий пример — скандал вокруг обнаженного селфи Ким Кардашьян в 2016 году. Общественная реакция разделилась: от жесткой критики до восхищения смелостью. Певица Пинк призвала женщин делать ставку на интеллект и талант, а не на тело. В то же время такие фигуры, как модель и феминистка Эмбер Роуз и секс-символ Эмили Ратаковски, встали на защиту права женщины распоряжаться своим телом и образом. Кардашьян в ответном эссе заявила, что имеет право быть сексуальной, оставаясь при этом матерью, женой и предпринимателем.

Фотограф Илья

Фотограф Илья
Российские реалии: сексизм и «голозадые философы»
В патриархальной России ситуация выглядит иначе и гораздо сложнее. С одной стороны, от женщин ожидают сексуальности как инструмента для привлечения мужчин. С другой — любое проявление «чрезмерной» открытости немедленно клеймится как распущенность и глупость. Общество самоуверенно проводит грань между «дозволенной» и «плохой» сексуальностью. Пример — история бывшей одноклассницы, которую в метро отчитала пожилая женщина за открытые плечи, что заставило девушку плакать от унижения.
В русскоязычном интернете появился ироничный тренд: девушки публикуют глубокомысленные цитаты, сопровождая их откровенными фотографиями в купальниках или ванне, получив хештег #голозадыефилософы. Это стало своеобразной защитной реакцией: просто гордиться своим телом и выкладывать такие фото считается неприличным. Нужен «благородный» повод — философская мысль или красивая история, иначе последуют обвинения в поиске спонсора или простоватости. Таким образом, общественное давление заставляет женщин искать оправдания для естественного проявления своей красоты.

Давайте возьмем пример с Ирены Понарошку (@irenaponaroshku) и не боимся показывать свое тело
Личный опыт и общественный контроль
Явление осуждения женской сексуальности, хоть и не имеет устоявшегося русского термина, знакомо многим с детства. Автор вспоминает, как ее бабушка осуждала мать за активную личную жизнь после развода в 90-е. Сексуальность матери не вписывалась в образ «приличной» женщины, что вызывало семейные конфликты. Аргумент бабушки был типичен: «Что люди скажут?». Это яркий пример того, как общество через мнение окружающих — соседей, коллег, родственников — диктует негласные правила поведения и карает за их нарушение осуждением и сплетнями. Но кто и где проводит эту зыбкую границу между нормой и непристойностью? Допустимы ли открытые плечи в метро?
Обратите внимание: Оставайся индивидуальностью и будь счастлив....

Научитесь любить свое тело, актриса Эмили Ратаковски (@emrata)

Не стесняйтесь своей фигуры, как модель Джиджи Хадид (@gigihadid)
Мнение экспертов и стратегии выживания
Сексолог Елена Ершова утверждает, что общество всегда будет контролировать проявления сексуальности. Проблема, по ее мнению, в том, что многие российские женщины остаются «вечными отличницами», жаждущими одобрения со стороны. Это мешает сформировать зрелое, независимое отношение к своему телу и желаниям. Женщины часто стыдятся себя и предпочитают ориентироваться на мнение «бабы Дуси», а не на собственные ощущения. Психологи настаивают: сексуальность — это личная собственность женщины.
Однако на практике многие выбирают стратегию адаптации. Подруга автора Ната, обладательница пышных форм, сознательно отказалась от глубоких декольте в офисе, чтобы к ее профессиональным качествам относились серьезно. Она считает, что в деловой среде не стоит провоцировать «животные инстинкты». Ее карьерный рост, впрочем, автор связывает с компетентностью, а не со сменой гардероба. Этот пример показывает вечный внутренний конфликт: как совместить естественную сексуальность с желанием быть воспринятой всерьез в обществе, где эти понятия часто противопоставляются.

Учусь быть сексуальной, как актриса и модель Миранда Керр (@mirandakerr)

Примиряемся с собой в образе серфингистки Анастасии Эшли (@anastasiaashley)
Секс без обязательств: табу для женщин
Особенно остро общество реагирует на женщин, которые открыто заявляют о своем праве на секс без отношений и обязательств. Когда издание «Афиша Daily» опубликовало истории девушек, ищущих партнеров для секса на одну ночь через Tinder, реакция была шквальной: потоки оскорблений и угроз. Среди героинь была Таня Дми, организатор эротических вечеринок Pop Porn Party. Она отмечает, что в нашем обществе у женщины нет права на желание, есть только право на стыд. Секс считается допустимым лишь в контексте деторождения или серьезных отношений. При этом к мужчинам такие требования не предъявляются — двойной стандарт налицо.
Автор, пережив расставание после долгих отношений, тоже окунулась в мир свободного общения с мужчинами, иногда встречаясь с несколькими одновременно. Она с иронией замечает, что полиаморные отношения считаются привилегией сильного пола. Даже на откровенных вечеринках многие женщины включают режим «случайной гостьи», боясь показать свой искренний интерес к теме секса, чтобы не прослыть «ходячей». Таня Дми объясняет это стереотипом, что женщина по природе — возвышенная нимфа, а не существо с плотскими желаниями.
Заключение: цена упущенных возможностей
Зрелая сексуальность, по мнению психологов, — это открытость к сексу, который является частью жизни, но не ее самоцелью. Это способность говорить: «Я хочу тебя, потому что ты меня возбуждаешь», а не потому что ты мне что-то должен. В финале автор признается, что так и не поехала к Николе в Париж, испугавшись осуждения и ярлыков. Спустя год она сожалеет об упущенной возможности для ярких впечатлений и беззаботного удовольствия. Эта личная история становится метафорой более широкой проблемы: даже считая себя современными и независимыми, многие женщины по-прежнему платят за открытую сексуальность высокую цену — страхом публичного порицания и внутренними ограничениями.
Фото: соцсети, Getty Images
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Мы современные и независимые. Но при этом открытая сексуальность остается недоступной роскошью, за которую мы часто платим публичным порицанием..