
Пролив Па-де-Кале, известный англичанам как Дуврский пролив, представляет собой самую узкую часть Ла-Манша, соединяющего Северное море с Атлантическим океаном. Его минимальная ширина составляет всего 32 километра. В ясную погоду жители Великобритании и Франции могут увидеть меловые скалы на противоположном берегу, а ночью — огни прибрежных городов. Идея строительства тоннеля под проливом возникла ещё в XIX веке, однако реализована была лишь в 1994 году с открытием «Евротоннеля». Благодаря этому высокоскоростному железнодорожному сообщению путь из Лондона в Париж теперь занимает чуть более двух часов.
Историческая судьба пролива
Географическое положение Па-де-Кале между двумя ключевыми регионами Западной Европы во многом определило его историю. Пролив, как и Ла-Манш, имеет двойное название, отражающее культурное влияние обеих сторон. В большинстве европейских языков закрепились французские варианты — Ла-Манш и Па-де-Кале, хотя британцы традиционно называют его Английским каналом. Интересно, что ещё в I веке до н. э. римляне, осваивавшие эти земли, именовали пролив Британским или Галльским в зависимости от того, с какого берега на него смотрели.
С геологической точки зрения Па-де-Кале — относительно молодое образование. Он возник в результате затопления обширной территории, включавшей древние дельты рек Темзы и Рейна. Современные исследования, проведённые с помощью высокоточного акустического оборудования и GPS-навигации, позволили учёным реконструировать события, приведшие к формированию пролива. Около 425 тысяч лет назад таяние ледников создало огромное озеро к северо-востоку от современного Дувра. Переполнившись, его воды прорвали меловой хребет, служивший естественной дамбой, и мощный поток смыл эти рыхлые породы. Примерно через 200 тысяч лет катастрофа повторилась в ещё больших масштабах.
Долгое время считалось, что ещё 8 тысяч лет назад здесь существовала суша — так называемый Доггерленд, тундровая равнина, населённая древними людьми. Эта гипотеза, выдвинутая британскими учёными в 1990-х годах, находит всё новые подтверждения. В частности, на песчаной отмели Доггер-банка были обнаружены доисторические орудия охоты. Постепенное таяние ледников привело к затоплению этой территории, и окончательное отделение Британских островов от материковой Европы произошло примерно 6,5–6,2 тысячи лет назад.
Трудно сказать, когда именно люди начали пересекать пролив. Вероятно, это случилось вскоре после появления первых плавсредств. Увидев в ясный день белые скалы на горизонте, древние жители побережья, несомненно, захотели достичь противоположного берега. Археологические находки свидетельствуют о связях между кельтскими племенами бриттов и галлов как минимум с I тысячелетия до н. э. Французский город Кале вырос из рыбацкой деревни, основанной на месте поселений каменного века. Рыболовство остаётся важным промыслом для жителей обоих берегов и сегодня. В водах пролива водятся палтус, камбала, скумбрия, сельдь, осьминоги и омары, а на отмелях собирают устриц. Это разнообразие морской фауны говорит об относительно благополучной экологической ситуации, которая поддерживается совместными усилиями Великобритании, Франции и Европейского союза.
Па-де-Кале — место столкновения противоположно направленных течений из Северного моря и Атлантики. Здесь редко бывает полный штиль, а туманы — частое явление. Кратчайшее расстояние между Англией и Францией (32 км) измеряется от мыса Южная Коса близ Дувра до мыса Гри-Нё около Кале. Английское побережье более скалистое и обрывистое, чем пологие французские берега.
Стратегическое значение и современность
Согласно Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, суда в проливах Ла-Манш и Па-де-Кале пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Однако на протяжении веков этот водный путь был ареной военных конфликтов. С 1347 по 1558 год Кале принадлежал Англии. В XVI столетии англичане и французы боролись за контроль над Булонь-сюр-Мер. В 1805 году Наполеон сосредоточил в районе Кале ударную группировку для вторжения в Англию, но этим планам не суждено было сбыться. Во время Второй мировой войны в мае 1940 года из Дюнкерка была проведена масштабная эвакуация британских и союзных войск (операция «Динамо»). В 1944 году немецкое командование, ожидая высадки союзников именно на побережье Па-де-Кале, укрепило его как часть «Атлантического вала», однако десант высадился в Нормандии.
Идея строительства тоннеля под проливом, возникшая в начале XIX века, долгое время казалась фантастической. Несколько раз проекты запускались (в 1876 и 1922 годах), но сталкивались с финансовыми и политическими трудностями. К середине XX века паромное сообщение перестало справляться с растущим потоком пассажиров и грузов, и вопрос о тоннеле вновь стал актуальным. После долгих обсуждений и подготовительных работ в 1986 году правительства Великобритании и Франции подписали договор о строительстве. Тоннель, получивший название «Евротоннель», был открыт 6 мая 1994 года. Его окончательная стоимость составила около 15 млрд евро, что вдвое превысило первоначальную смету. Сегодня по тоннелю курсируют высокоскоростные пассажирские поезда, челночные составы для перевозки автомобилей, а также грузовые поезда. Система состоит из трёх тоннелей: двух основных и одного служебного, обеспечивающего безопасность и техническое обслуживание. Это грандиозное инженерное сооружение по праву считается одним из самых значительных в современной Европе.
Любопытные факты
■ Скульптурная композиция Огюста Родена «Граждане Кале», установленная перед зданием мэрии, посвящена реальному событию 1347 года. Во время Столетней войны английский король Эдуард III потребовал, чтобы шесть самых уважаемых горожан в рубахах и с верёвками на шее принесли ему ключи от города. Шестеро добровольцев выполнили это условие, но король, восхищённый их мужеством, сохранил им жизни. Во Франции этот сюжет считается символом патриотизма. Копии скульптуры установлены в Лондоне, Вашингтоне, Лос-Анджелесе и других городах.
■ Фельдмаршал Роммель, командовавший немецкими войсками в Северной Франции, узнал о высадке союзников в Нормандии лишь через три часа после её начала, так как в тот момент находился в Берлине. Его уверенность, что десант произойдёт именно в районе Па-де-Кале, сыграла с ним злую шутку.
■ Дуврский замок, построенный на месте римских укреплений, называют «ключом к Англии». Во время Наполеоновских войн в меловых скалах под замком были прорыты тоннели общей длиной около 6,3 км, служившие казармами и госпиталем. Позже они использовались как бомбоубежище и командный пункт во время Второй мировой войны.
■ В 1580 году у берегов Дувра произошло сильное землетрясение, вызвавшее цунами и разрушения. Это событие упоминается в хрониках того времени и даже в шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». Исследования, проведённые при строительстве «Евротоннеля», показали, что сила подземных толчков достигала 5,9 балла.
■ Свадебное платье Кейт Миддлтон, вышедшей замуж за принца Уильяма в 2011 году, было сшито из машинного кружева, произведённого в Кале — признанном центре кружевоплетения. Среди орнаментов на ткани были вытканы национальные символы Великобритании: роза, чертополох, нарцисс и клевер.
Достопримечательности побережья
■ Кале: Сторожевая башня (XIII в.), собор Нотр-Дам (готика, XIII–XV вв.), Цитадель (XVI в.), здание Мэрии с башней-беффруа (объект ЮНЕСКО), скульптура Родена «Граждане Кале», Международный центр кружева и моды.
■ Булонь-сюр-Мер: башня-беффруа (XI в., ЮНЕСКО), замок графов Булонских (XII–XIII вв.), собор Нотр-Дам (XIX в.), Национальный центр изучения моря с аквариумом.
■ Дюнкерк: башня-беффруа (XIII в.), церковь Сент-Элуа (XV в.), Музей изящных искусств, музей Портуар.
■ Дувр: знаменитые белые меловые скалы, Дуврский замок («ключ к Англии»), маяк, Музей Дувра.
■ Рамсгейт: викторианская архитектура, Морской музей.
■ Фолкстоун: Железнодорожный музей (техника 1930-х гг.).
Атлас. Целый мир в твоих руках № 131