
Лхаса, историческая столица Тибета, достигла своего расцвета в VII веке и с тех пор остается его духовным центром. Город славится уникальными буддийскими храмами, многие из которых были основаны в древности, хотя большинство монастырей относятся к более позднему периоду (XVII-XX вв.). История Лхасы — это история постоянной борьбы за независимость, особенно в противостоянии с Китаем. В 1965 году Тибет был официально включен в состав Китая как автономный район после военной экспансии 1950 года, однако стремление к независимости среди тибетцев сохраняется.
Место встречи с богами
Название «Лхаса» переводится с тибетского как «место богов» или «место, где мир людей встречается с миром богов». История города неразрывно связана с историей Тибетского государства, которое, согласно традиции, возникло в середине III века в долине реки Ярлунг. В VII веке правитель Сонгцэн Гампо, женившись на китайской и непальской принцессах, перенес столицу в Лхасу, сделав ее оплотом буддизма. По его приказу были построены храмы Джоканг и Рамоче, а на месте его дворца позже возвели знаменитый дворец Потала.
Отношения Тибета с Китаем были напряженными на протяжении веков, сопровождаясь войнами и кратковременными мирными договорами. После распада Тибетского государства в IX веке и периода упадка буддизма, возрождение началось в XI веке. Однако в XIII веке монгольское вторжение нанесло серьезный урон монастырям Лхасы. Возрождение пришло в XIV веке благодаря монаху Чангчубу Гьялтцэну и поддержке монголов, принявших буддизм.
В XV веке школа Гэлуг-Ба (позже известная как «желтошапочная») приобрела большое влияние, а Лхаса стала центром паломничества. В 1578 году лама Сонам Гьямцхо получил от монгольского правителя титул Далай-ламы («океан мудрости»). Окончательно Лхаса вернула статус столицы в 1642 году при Далай-ламе V, который построил дворец Потала и объединил Тибет. Далай-ламы управляли страной из Лхасы до 1950 года, несмотря на кратковременные вмешательства, такие как британское вторжение в 1904 году и маньчжурская оккупация в 1910 году.
География и структура города
Лхаса расположена в центре Тибетского нагорья, окруженная гималайскими вершинами высотой до 5500 метров. План города исторически сложился вокруг путей паломников. Город делится на две части: восточную (Ченгуань), где находятся дворец Потала, монастыри и Старый город, и западную — современный район, населенный преимущественно китайцами.
Инь-Ян Лхасы: Противоречия XX века
История Лхасы во второй половине XX века отражает философскую концепцию инь-ян — единство противоположностей, таких как мир и конфликт, традиция и изменение. 1959 год стал трагическим: во время народных волнений Далай-лама XIV был вынужден бежать в Индию, а китайские войска открыли огонь по городу, что привело к гибели тысяч тибетцев.
В 1965 году Тибет был провозглашен автономным районом КНР. В период «культурной революции» (1966-1969) хунвэйбины разрушали монастыри, преследовали монахов и оскверняли святыни, например, превратив часть храма Джоканг в свинарник. Земельная реформа и насильственное создание коммун вызвали новые восстания.
После 1976 года политика смягчилась: началась реставрация храмов, в 1980 году открылись дворец Потала и монастырь Джоканг. Однако жесткий контроль сохраняется, а Далай-лама XIV обвиняет власти в «культурном геноциде». Протесты, такие как акция 2008 года, подавляются силой.
Культурные традиции и достопримечательности
Тибетцы живут по лунному календарю, и праздники в Лхасе отмечаются с особым размахом. Например, в канун Нового года монахи исполняют ритуальный танец чам, а на Праздник фонарей город украшается масляными светильниками. Интересно, что в Лхасе также живут мусульмане — потомки торговцев, получившие права от Далай-ламы V. Они сохраняют свои традиции, но интегрированы в тибетскую культуру.
Среди ключевых достопримечательностей — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: дворцовый комплекс Потала (XVII в.) и храм Джоканг (VII в.). Также значимы летняя резиденция далай-лам Норбулингка, монастыри Дрепунг, Сэра и Ганден, а также музеи Тибета и Лхасы. В 90 км от города находится курорт Янбацзин с горячими источниками.
Лхаса остается символом тибетской духовности и сопротивления, городом, где история, вера и политика переплетаются в сложном узоре.