На восточной окраине Катманду, вдоль священной реки Багмати, раскинулся один из важнейших центров индуистского паломничества – храмовый комплекс Пашупатинатх. Это место, посвящённое Пашупати, одной из форм бога Шивы, притягивает тысячи верующих шиваистов со всего Непала, Индии и других стран. С раннего утра здесь царит особая атмосфера: воздух наполнен звуками молитв, запахом благовоний и непрерывным движением паломников, совершающих свои религиозные обряды.
Храмы, ритуалы и обитатели Пашупатинатха
Среди толпы легко заметить странствующих аскетов-садху в ярких шафрановых одеждах, с трезубцами и особыми отметинами на лбу. Хотя доступ в главные храмы на западном берегу Багмати разрешён только индуистам, восточный берег открыт для всех. Здесь можно увидеть впечатляющий архитектурный ансамбль, включающий 11 храмов Шивы и 108 лингамов, где молятся женщины. Мужчины-паломники часто направляются в более уединённый храм Гухъешвари, расположенный в глубине так называемого «обезьяньего парка». Территория комплекса, покрытая густой зеленью, является домом для многочисленных обезьян и других животных, которых почитают как подопечных Шивы – покровителя всего живого. Служители храма заботятся о них, подкармливая и обеспечивая защиту.
Жизнь, смерть и перерождение на берегах Багмати
Пашупатинатх – это не только место поклонения, но и пространство, где тесно переплетаются все этапы человеческого существования. За храмами работает приют для нуждающихся, основанный матерью Терезой. Однако наиболее сильное впечатление на посетителей производит погребальная гхат – место кремации. Здесь, на каменных площадках вдоль реки, проходят открытые церемонии сожжения тел. Согласно индуистским верованиям, кремация на берегу священной Багмати и последующий ритуал развеивания праха помогают душе освободиться и благополучно переродиться. Расположение погребальных площадок строго соответствует кастовой системе: представители высших каст, включая королевскую семью, кремируются на севере, а низших – на юге.
Место для последнего пути и великого праздника
Рядом с гхатами находятся специальные домики, где пожилые люди проводят свои последние дни в молитве и размышлениях, ожидая смерти. Многие из них обращаются к местным астрологам, чтобы узнать наиболее благоприятное время для ухода из жизни. Ярким контрастом этой созерцательной тишине является грандиозный праздник Махашиваратри («Великая ночь Шивы»), отмечаемый в феврале или марте. В этот день комплекс преображается: тысячи паломников, йогов, садху и туристов заполняют его, участвуя в красочных церемониях, медитациях и ритуалах, прославляющих Шиву. Пашупатинатх в этот момент предстаёт во всём своём духовном величии и архитектурной красоте, являясь живым символом древней и непрерывной религиозной традиции.
По материалам: http://x250.ru