В Древнем Риме шестнадцатилетие мальчика знаменовало начало нового этапа: он сменял детскую тогу на взрослую, покидал детские покои и отправлялся на военную службу. Это был первый, но не окончательный шаг к взрослению — дальнейший путь к политической карьере, например, к месту в Сенате или должности консула, был строго регламентирован по возрасту. Тем не менее, новый статус молодого человека становился очевидным и для него самого, и для общества.
Ещё более наглядным был процесс взросления в традиционных племенах, где существовали обряды инициации. Юноша проходил через серьёзные испытания, доказывая свою силу, выносливость и готовность стать полноправным членом общины. В такой системе подростковый кризис в современном понимании часто отсутствовал — молодому человеку не нужно было бунтовать, чтобы завоевать уважение. У него были чёткие, общепризнанные инструменты и ритуалы для перехода в новый статус.
Современная реальность: размытые границы взросления
А что мы видим сегодня? Границы между детством и взрослостью стали крайне размытыми. Покровительственное, а порой и пренебрежительное отношение старших к младшим можно встретить даже в отношении тридцати- или сорокалетних людей. Ни университетский диплом, ни создание собственной семьи не гарантируют, что человека будут воспринимать как полноценного, равноправного взрослого.Конечно, ситуации в разных семьях отличаются, но общая тенденция в обществе такова: родители часто не спешат передавать ответственность своим выросшим детям, а те, в свою очередь, не всегда стремятся её взять.
Обратите внимание: Как пережить расставание?.
Для многих оставаться в роли «взрослых детей», за которых решают проблемы и которых опекают, оказывается психологически и бытово удобнее.Поиск баланса: между опекой и свободой
В этом контексте привлекательной кажется модель, принятая, например, в США, где после школы многие подростки переезжают в университетские кампусы, начиная относительно самостоятельную жизнь. Однако, будучи родителем, сложно быть уверенным в своей готовности отпустить ребёнка в такое «самостоятельное плавание». Это всегда личный и непростой выбор.В идеале, современному обществу не хватает той самой структуры, логики и ясных, принятых всеми этапов взросления, которые были в древних культурах. Вопрос в том, как к этому прийти и возможно ли это в принципе в нашем сложном, быстро меняющемся мире. Как вы думаете?
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: В каком возрасте отправлять ребенка в "самостоятельное плавание"?.