
Этот уникальный храмовый комплекс был создан во времена династии Северная Вэй, в V-VI вв. Каждая пещера была создана и оформлена усилиями лучших зодчих со всех окрестных земель. Количество изображений Будды, вырубленных в горной породе, превышает 50 тысяч.
СИМВОЛ РАСЦВЕТА СЕВЕРНОЙ ВЭЙ
Самое масштабное строительство в храмовом комплексе Юньган развернулось с расцветом династии Северная Вэй, которая не жалела средств на строительство храмов в окрестностях своей столицы — города Датун.
Пещерные гроты Юньган находятся в провинции Шаньси, неподалеку от города Датун у южного подножия гор Учжоу. Это один из самых больших пещерных комплексов в мире, он входит в тройку самых больших подобных сооружений в Китае.
Всего зодчими разных эпох было создано 252 пещеры, в которых встречается около 51 тыс. изображений Будды. Появление Юньгана, как и других пещерных храмовых комплексов в Китае, было обусловлено влиянием индийской культуры, в которой среди буддийских монахов было принято удаляться в горы в поисках просветления. К тому же пещерные храмы отличались намного большей долговечностью, чем традиционные.
ТРИ ЭТАПА ВЕЛИКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
История создания комплекса делится на три ключевых периода, отражающих политическую и религиозную жизнь эпохи.
Первый период (до 465 г.): Первые пещеры Юньган появились во времена правления династии Северная Вэй, когда Китай переживал расцвет буддизма. Этот религиозный подъем наметился практически сразу после того, как в 452 г. был убит правитель Тоба Тао, устроивший гонения на буддистов и утвердивший даосизм как государственную религию.
Место для создания искусственных гротов было выбрано не случайно. Столицей владений Северной Вэй стал город Датун, а пещеры Юньган расположены в 16 км от него. Работы по созданию храмового комплекса были инициированы буддийским монахом Таньяо, который на тот момент был главным духовным лицом государства Северная Вэй.
К строительству были привлечены около 40 тыс. человек, в работе принимали участие и буддийские монахи.
За первые пять лет было создано пять пещер, которые должны были напоминать о первых пяти императорах из династии Северная Вэй. Их еще называют Пятью пещерами Таньяо. В результате они вошли в состав центральной части комплекса Юньган.
Второй период (471–494 гг.): В это время династия Северная Вэй переживала период расцвета, поэтому власти передавали большие средства на строительство новых пещер в восточной части комплекса. Со вторым периодом связано создание так называемой Галереи пещер Тайхэ, отличающейся особым размахом и богатством убранства.
Третий период (до 525 г.): Созданные в это время пещеры своим появлением обязаны уже частным меценатам, хотя они и прежде жертвовали средства на возведение пещер. На тот момент Северная Вэй утратила власть, а столица была перенесена из Датуна в Лоян. Пещеры позднего периода, расположенные в западной части комплекса, сильно отличаются от соседних сооружений, так как они выдержаны уже в новом буддийском стиле, одной из характерных черт которого является изображение Будды довольно худощавого телосложения.
НАСЛЕДИЕ СКВОЗЬ ВЕКА
С VI в. новых пещер в комплексе не появлялось. Однако из-за разрушительного воздействия внешней среды довольно быстро назрела необходимость поддерживать гроты Юньган в надлежащем состоянии. При кидань-монголах Ляо были предприняты первые попытки «законсервировать» комплекс, и в дальнейшем здесь также проводились работы по восстановлению ансамбля. Кроме того, были созданы деревянные пристройки, которые прикрывали пещеры от внешнего воздействия.
В декабре 2001 г. храмовый комплекс Юньган был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, что подтвердило его выдающуюся универсальную ценность для всего человечества.

Пещеры Юньган тянутся цепочкой справа налево и имеют последовательную нумерацию по возрастанию. Внешние стены гротов украшены нишами с изображениями Будды, создавая грандиозную каменную летопись буддийского искусства.
Сегодня комплекс служит не только местом паломничества, но и бесценным источником для изучения истории, религии, искусства и архитектуры Китая периода раннего Средневековья.