
Мало кто задумывается, но в классической одежде существует любопытное различие: женские вещи традиционно застегиваются справа налево, а мужские — слева направо. Откуда взялась эта условность, точно не известно, но у историков моды и культуры есть несколько интересных, хотя и спорных, объяснений. Давайте рассмотрим основные теории, пытающиеся пролить свет на этот бытовой, но загадочный обычай.
Версия 1: Удобство для слуг-правшей
Одна из самых популярных версий уходит корнями в эпоху, когда богатые дамы носили сложные наряды с десятками крючков и пуговиц. Самостоятельно одеться в такое платье было практически невозможно, поэтому состоятельные женщины пользовались помощью горничных. Поскольку большинство людей — правши, слугам было удобнее застегивать платье, если пуговицы располагались слева, а петли — справа. Таким образом, правая рука горничной легко справлялась с застежками. Мужчины же, даже знатные, чаще одевались сами (например, военные), поэтому пуговицы на их камзолах и сюртуках пришивали с привычной для правши стороны — справа. Простая одежда крестьян, кстати, часто обходилась без застежек вовсе.

Портрет первой фаворитки в истории Франции и возлюбленной короля Карла VII, написанный художником Франсуа Клуэ в XVI веке
Версия 2: Практичность для кормящих матерей
Другая теория связывает расположение застежек с материнством. Согласно этой гипотезе, пуговицы на блузах и платьях размещали так, чтобы женщине, кормящей ребенка, было удобнее расстегнуть одежду правой рукой, придерживая младенца левой. Освободившаяся правая рука при этом оставалась активной, позволяя заниматься простой работой по дому. Некоторые исследователи находят подтверждение этой версии, изучая живописные полотна прошлых веков, где можно увидеть сцены кормления.
Версия 3: Функциональность мужского костюма и привычка Наполеона
Существует и «мужская» функциональная теория. В прошлом мужчины, особенно военные и аристократы, часто носили оружие — меч или шпагу — на левом боку, чтобы молниеносно выхватить его правой рукой. Чтобы правая рука в холод всегда была теплой и готовой к действию, ее можно было спрятать за левую полу одежды, где она оказывалась ближе к телу. Интересно, что с этой версией связана забавная легенда о Наполеоне Бонапарте. Говорят, император, известный своей привычкой прятать правую руку за борт мундира, пришел в ярость, увидев, что женщины начали копировать этот жест. Чтобы положить этому конец, он якобы приказал пришивать пуговицы на женской одежде с другой стороны. Хотя это, скорее, исторический анекдот, влияние французской моды на весь мир, включая Россию, где гендерное разделение в застежках укоренилось лишь в XIX веке, — факт неоспоримый.

Жан-Батист Изабе, портрет Наполеона Бонапарта, 1801 г
Версия 4: Намеренное разделение в эпоху эмансипации
Четвертая версия относится к более позднему времени, когда женщины начали активно осваивать элементы мужского гардероба, такие как брюки и рубашки. Чтобы сохранить видимое различие между мужской и женской одеждой, даже если фасоны были похожи, портные могли намеренно менять сторону застежки. Однако эта теория считается довольно спорной, поскольку изначально мужские и женские рубашки сильно различались по крою и отделке.

Современность: правила уступают место удобству
Сегодня строгое следование этому правилу потеряло свою актуальность. История знает примеры, когда даже высокопоставленные лица, как Никита Хрущев, носили пальто, застегивающееся «по-женски». Было ли это ошибкой или личным предпочтением — загадка. Если оглянуться в прошлое, то в Средние века такой четкой градации не существовало. Современная мода стала гораздо более демократичной и удобной: сегодня легко можно найти куртки, пальто и даже рубашки унисекс, которые застегиваются с любой стороны. Гендерные различия в дизайне постепенно стираются, уступая место практичности и индивидуальному выбору.
Фото: Легион Медиа
Больше интересных статей здесь: Мода и красота.
Источник статьи: Делимся противоречивыми версиями историков, которые объясняют различия в застегивании мужской и женской одежды.