Освободите ребенка от гиперопеки
Повторю ключевую мысль: делать уроки вместе с ребенком не нужно! Не стоит также собирать за него портфель или ежедневно допрашивать о школьных делах. Такие действия не только портят ваши отношения, но и дают обратный воспитательный эффект. Неужели тем для разговора с собственным сыном или дочерью больше не осталось?Ценность свободного времени
У каждого ребенка обязательно должно быть личное, ничем не занятое время — от двух до четырех часов в сутки. Тревожные и амбициозные родители часто перегружают детей кружками, секциями и дополнительными занятиями. Результатом такого «заорганизовывания» становятся неврозы и сопутствующие им проблемы.Будьте на стороне своего ребенка
В любых взаимодействиях со школой и учителями занимайте позицию защитника своего ребенка. Берегите его психологическое благополучие. Не стоит чрезмерно бояться плохих оценок — гораздо страшнее вызвать у ребенка стойкое отвращение к учебе и самому процессу познания.Культ оценок vs. эмоциональное состояние
Многие российские родители зациклены на школьных оценках — эта тенденция тянется еще с советских времен. Для сравнения: на родительском собрании после серьезной контрольной наши соотечественники обычно спрашивают: «Какую оценку получил?», а иностранные родители (например, чехи или поляки) интересуются: «Как он себя чувствовал? Волновался ли?». Второй подход, фокусирующийся на состоянии ребенка, гораздо более правильный и гуманный.Сложно сказать, у кого больше психологических трудностей — у отличника, высиживающего свои пятерки усердием и страхом, или у хронического двоечника. Первые часто вырастают тревожными людьми с заниженной самооценкой.
Причины, а не лень
Если ребенок не в состоянии самостоятельно выполнять домашние задания, на то всегда есть конкретная причина. Психология не признает такого понятия, как «лень» — оно всегда раскладывается на отсутствие мотивации и слабость волевой регуляции. Причинами могут быть: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) или иные психологические проблемы. Вместо многочасовых совместных мучений над учебниками разумнее найти корень проблемы и работать над ее устранением.Две родительские стратегии
Существуют родители, которые искренне хотят вырастить самостоятельных, ответственных и успешных людей. И есть другая категория — те, чья главная цель заключается в тотальном контроле над ребенком. Для них не так важно, каким человеком он станет, главное — чтобы не «сорвался с поводка».Цена тревоги и экзамены
Из-за родительской тревоги, сфокусированной на оценках, нередко рушатся семьи и навсегда разрываются отношения между детьми и родителями. Психика подростков и без того уязвима, а месяцы подготовки к ОГЭ и ЕГЭ могут стать по-настоящему черной полосой в жизни семьи: неврозы, депрессии, истерики, болезни и даже суицидальные мысли преследуют всех. Как избежать этого кошмара или смягчить его последствия?Сосредоточьтесь на любви и вечных ценностях. Задумайтесь: когда все оценки и экзамены давно забудутся, будет важно лишь одно — сохранили ли вы близость, доверие, дружбу и взаимопонимание со своим ребенком. Ведь можно получить пятерку, но потерять дочь. Можно «поступить сына в институт», но уже никогда не восстановить с ним теплых отношений.
Основа — благополучие родителей
Все лекции о воспитании, советы психологов и педагогов имеют смысл и эффективны только в одном случае: если сами родители психологически благополучны или, как минимум, стабильны. Будучи несчастными людьми, вы не сможете выстроить отношения с ребенком так, чтобы он был счастлив. Если же счастливы родители, то зачастую не нужно прилагать специальных усилий — гармония в семье возникает естественно.Многие уверены, что у них самих все в порядке, а проблемы есть только у детей. Их удивляет, когда в одной семье вырастают два абсолютно разных ребенка: один — уверенный в себе и успешный, а другой — закомплексованный и несчастный. Это говорит о том, что дети по-разному ощущали себя в семье, и кому-то из них катастрофически не хватило внимания и любви, которые родители просто не заметили, посчитав само собой разумеющимся.
Забота — это еще не воспитание
Обеспечить ребенка едой, одеждой и крышей над головой — это забота, базовый уровень ответственности. К сожалению, многие родители уверены, что этого достаточно для полноценного воспитания личности.Помните: как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.
Школа не должна становиться стеной
Рождение ребенка воспринимается как чудо, родители счастливы, восхищаются каждой мелочью. Но в 6–7 лет между ними и ребенком встает школа, словно незваный гость, выдергивающий дитя из семьи. Хотя что происходит на самом деле? Ребенок идет получать знания, общаться, взрослеть — это естественный процесс. Не позволяйте ему разобщать вас. Школа — лишь часть жизни, и ее важно вывести за скобки ваших главных, доверительных отношений с ребенком.Чему на самом деле учит школа
Школа должна научить не столько математике или литературе, сколько самой жизни. От школьных лет важно получить практические навыки: умение общаться, строить отношения, нести ответственность за свои слова и поступки, решать проблемы, договариваться и управлять своим временем. Именно эти компетенции помогают уверенно чувствовать себя во взрослой жизни.Реакция на неудачи
Сильные переживания ребенка из-за плохих оценок — часто лишь зеркало реакции взрослых. Если родители сохраняют спокойствие, улыбаются и говорят: «Не расстраивайся, все получится», — ребенок чувствует стабильность. В такой атмосфере он обязательно найдет свою сферу успеха и выровняется в учебе.Проблема школы, а не ребенка
Если в начальных классах ребенок не справляется с программой (уже в первом классе нанимают репетитора!), а родители вынуждены часами сидеть над домашними заданиями — проблема не в ребенке, а в школе. Престижные гимназии и лицеи часто работают на родительских амбициях, заботясь о собственном рейтинге, а не о детях. «Сложнее» не значит «лучше». Ребенок не должен переутомляться, пытаясь угнаться за непосильной программой. В первом классе на домашнюю работу должно уходить от 15 до 45 минут, не больше.О наказаниях
Наказывать детей можно, а в некоторых ситуациях даже необходимо. Но важно четко разделять личность ребенка и его поступок. Например, был договор: к вашему приходу с работы уроки сделаны, обед съеден, уборка завершена. Вы приходите и видите противоположную картину.Главное в этот момент — не срываться на крик и оскорбления. Без агрессии, спокойно подойдите к ребенку, обнимите его и скажите: «Я тебя очень люблю, но планшетом ты сегодня пользоваться не будешь». Орать, обижаться и демонстративно молчать — неэффективно. Наказание — это лишение гаджета, а не эмоциональный шантаж.
Карманные деньги
Карманные деньги у ребенка должны появляться примерно с шести лет. Сумма может быть небольшой, но выдавать ее нужно регулярно, предоставляя ребенку полную свободу распоряжаться ею по своему усмотрению. Важно, чтобы деньги не превратились в инструмент манипуляции: не контролируйте каждую трату и не увязывайте размер выдачи с оценками или поведением.Позвольте детям жить своей жизнью
Не нужно проживать жизнь за детей, решать их проблемы, давить своими нереализованными амбициями и ожиданиями. Задайте себе вопрос: когда вы состаритесь, как они будут жить самостоятельно?Во многих странах в университеты идут либо самые способные, либо самые обеспеченные. Остальные идут работать, искать себя и копить на образование. У нас же часто высшее образование воспринимается как обязательная и единственная цель, что создает колоссальное давление.
Ответственность и доверие
Если ребенка постоянно опекают, он никогда не научится нести ответственность за свои поступки, останется инфантильным и будет постоянно испытывать желание нарушить запрет.Я противник тотального контроля. Ребенок должен быть уверен, что его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Именно в такой атмосфере он вряд ли свяжется с «плохой компанией» и сможет противостоять соблазнам, перед которыми пасуют сверстники из неблагополучных семей.
Работая в школе, в День знаний я всегда говорил ученикам, что учиться стоит хотя бы потому, что за интеллектуальный труд платят гораздо больше, чем за физический. А получив хорошее образование, вы сможете зарабатывать на том, что вам действительно нравится делать.
Бардак в комнате
Творческий хаос в комнате подростка часто отражает его внутреннее состояние — так внешне проявляется душевный поиск и смятение. Хорошо еще, если он регулярно моется... Требовать идеального порядка можно лишь в том случае, если его вещи вышли за пределы его личного пространства.Воспитание примером
Воспитывать — не значит читать нотации о том, как нужно жить. Этот метод не работает. Дети развиваются по аналогии, перенимая модели поведения. Что можно, а что нельзя, они понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Если отец проповедует трезвый образ жизни, а сам постоянно выпивает, велика вероятность, что сын пойдет по его стопам. Дети улавливают и перенимают даже самые тонкие поведенческие модели.О чем говорить с детьми
Говорите с детьми о жизни в целом, а не только о том, как «надо» жить. Если родитель способен обсуждать с ребенком исключительно проблемы и учебные неудачи — это тревожный сигнал о его собственных внутренних сложностях.Если ребенок пытается манипулировать — это признак невроза, а не испорченности. Здоровые люди решают вопросы прямо, а не через манипуляции. Нужно искать причину такого поведения.
Искусство конструктивного разговора
В общении с ребенком (да и с любым человеком) избегайте прямой критики его личности. Не переходите на оценки («ты плохой»), а анализируйте поступки («мне кажется, ты поступил не очень хорошо»). Используйте «Я-сообщения»: «Мне не нравится, когда ты...», «Мне бы хотелось, чтобы...». Меньше критики, больше конструктивного диалога и позитивного подкрепления.Ребенок должен чувствовать, что его родители — это добрые, но сильные люди. Те, кто может его защитить, в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, самое главное, бесконечно его любят.