В обществе часто звучит мнение, что современное образование уступает советскому, и последнее необходимо вернуть. Однако такое сравнение некорректно — это попытка уравнять принципиально разные системы, существовавшие в разных исторических и социальных контекстах.
Фото предоставлено news.nashbrynsk.ru
Мы же не сравниваем троллейбус с такси, хотя оба относятся к общественному транспорту, или разные сорта колбасы. Это разные сущности с разными задачами. Так и образование XXI века в России не может быть копией системы XX века — это был бы шаг назад, а не вперёд.
Прежде чем требовать возврата к советским стандартам, стоит трезво оценить реалии сегодняшнего дня. Современные дети — не хуже предыдущих поколений. Они другие, и это естественно. Вопрос не в том, лучше они или хуже, а в том, что они формируются в совершенно иной среде.
RuNa на встрече выпускников 30 лет спустя; на фото с экрана 1 сентября 1989 года, г. Белоярский ХМАО-Югра
Что изменило мышление нового поколения?
Ключевые факторы — не только ЕГЭ, на который часто сетуют. Изменился сам ритм и динамика жизни, а главное — информационное поле. Источников данных стало несоизмеримо больше, информация стала неструктурированной, неотфильтрованной и доступной без цензуры. Современному человеку приходится самостоятельно фильтровать огромные потоки данных, отделяя полезное от второстепенного.
Фото предоставлено phonoteka.org
В этом контексте актуальным становится принцип, приписываемый Д. И. Менделееву: «Знать всё невозможно. Главное — надо знать, где это можно узнать!». В эпоху цифровизации это не просто фраза, а базовый постулат образовательного процесса. Мир принял эту данность, и теперь важно понять, почему модель прошлого нежизнеспособна сегодня.
Фото предоставлено Chris Book Riviews_youtube.com
Историческая миссия советского образования
Ответ лежит на поверхности. В начале XX века молодая советская страна столкнулась с задачей ликвидации тотальной безграмотности. Государству был нужен ВСЕОБУЧ — массовое, качественное и бесплатное образование для создания грамотного общества. С этой задачей система справилась блестяще. Она воспитывала коллективизм, патриотизм и давала прочные фундаментальные знания.
Фото предоставлено https://zen.yandex.ru/likbez
Однако у этой медали была и обратная сторона. Знания часто были теоретическими, не ориентированными на практическое применение в меняющихся условиях. Когда страна вступила в эпоху перемен в 90-е годы, многим оказалось сложно адаптироваться, перепрофилироваться и применить свои умения в новой реальности. Не хватало, в том числе, финансовой грамотности и навыков создания личного благополучия.
Фото предоставлено daynr.com
Новый запрос общества: от коллектива к личности
Сегодня мы живем в другом строе, по другим правилам. Исчезли многие ограничения, открылся мир. Запрос общества сместился: на смену идее «быть как все» пришла ценность развития ЛИЧНОСТИ. Современная среда позволяет талантливым и целеустремлённым людям достигать большего, но и требует от каждого умения ориентироваться в море возможностей.
Цифровизация — не враг, а инструмент нового времени. Источником знаний может быть не только бумажная книга, но и гаджет. Отвергать цифровые технологии — значит отказывать новому поколению в эффективных средствах обучения. Важно не подменять одно другим, а разумно интегрировать цифровые форматы в базовое образование.
Фото предоставлено politforums.net
Роль семьи в образовании будущего
В этой новой парадигме ключевая ответственность ложится не только на государство, но и на семью. Государство создаёт возможности и инфраструктуру, а семья формирует образовательную траекторию ребёнка и ту самую «среду обитания», которая мотивирует к познанию.
Кто-то выбирает элитные школы, кто-то делает ставку на сильную общеобразовательную школу и дополнительных репетиторов, чья роль часто выходит за рамки подготовки к экзаменам и влияет на общее развитие личности. А если у родителей нет возможности вкладываться финансово или глубоко погружаться в учебный процесс, главным вкладом становится любовь, внимание и создание дома комфортной, поддерживающей атмосферы, в которой ребёнок сам захочет учиться.
Фото предоставлено gorobzor.ru
Сегодня, в отличие от времён дефицита, доступ к информации практически безграничен. Задача современных родителей — не ностальгировать по прошлому, а помочь детям научиться использовать эти неограниченные возможности.
Воспитание личности, которая меняет мир
Историю творят яркие личности: Леонардо да Винчи, Чарльз Дарвин, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс, Стив Джобс. Их объединяло не образование по единому стандарту, а уникальный взгляд на мир, curiosity (любознательность) и способность творить. Современная система, дополненная цифровыми инструментами и ориентированная на развитие индивидуальности, может помочь раскрыться и таланту вашего ребёнка.
Фото предоставлено Kyk.su
Всё в наших руках. Формируя в семье культуру уважения, любви и поддержки, мы создаём ту самую питательную среду, в которой естественным образом рождается интерес к знаниям — будь они на бумаге или на экране. Как говорил Козьма Прутков: «Если хочешь быть счастливым — будь им». Добавим: хочешь быть образованным — будь им. Возможностей для этого сегодня больше чем когда-либо.
Фото предоставлено massmedianews.ru
Если Вам откликнулись мои мысли — ставьте лайк! Если Вы не согласны — супер! Давайте, поспорим в комментариях.
#образование в россии #цифровизация #ссср #семья и любовь #развитие личности #развитие ребенка #развитие человека #достоинства и недостатки
Еще по теме здесь: Отношения.
Источник: Поколению next нужна цифровизация. Или почему система образования ссср "не сработает" сегодня.