Подвижные игры представляют собой особый вид физической активности, который служит эффективным средством физического воспитания, общеразвивающим инструментом и важной частью спортивной тренировки. В основе таких игр лежат естественные движения: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание и другие упражнения. Они проводятся как в помещении, так и на открытой местности, строятся по определённым правилам и носят ярко выраженный соревновательный характер.
Роль игр в учебном процессе
В школьной системе основной формой организации занятий по физической культуре, в том числе гимнастике, является урок. Его ключевое преимущество — руководящая роль педагога, который обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса благодаря чёткому планированию, стабильному расписанию и грамотной постановке целей для каждого занятия. Правильный подбор подвижных игр и игровых заданий играет здесь решающую роль. Это позволяет учителю сделать урок более привлекательным, облегчить процесс запоминания и освоения материала, а также значительно повысить его эмоциональную насыщенность.
Образовательная и физическая ценность
Особую образовательную ценность несут игры, родственные по своей двигательной структуре отдельным видам спорта: спортивным играм, лёгкой атлетике, гимнастике, борьбе, плаванию и другим. Такие игры направлены на закрепление и совершенствование предварительно разученных технических и тактических приёмов. Кроме того, подвижные игры играют колоссальную роль в развитии ключевых физических качеств: быстроты реакции, ловкости, мышечной силы, общей выносливости и гибкости.
Являясь прекрасным средством для развития и совершенствования детских движений, грамотно подобранные с учётом возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности игры способствуют общему оздоровлению, укреплению организма, его закаливанию и, как следствие, профилактике различных заболеваний.
Влияние на организм и здоровье
При правильной организации, с учётом возрастных особенностей и физической готовности участников, подвижные игры оказывают комплексное благоприятное воздействие: способствуют росту, развитию и укреплению костно-связочного аппарата и мышечной системы, формированию правильной осанки у детей, а также повышают общую функциональную активность организма.
Игра — это естественный спутник детства, отвечающий внутренней потребности ребёнка в радостном и активном движении. Творчество и фантазия, неотъемлемые атрибуты большинства игр, усиливают мозговую активность, что, в свою очередь, стимулирует работу гипофиза, щитовидной железы и всей эндокринной системы. Таким образом, положительные эмоции и творческая деятельность становятся мощнейшими факторами оздоровления.
Эмоциональный и психологический аспекты
Двигательная деятельность в игровой форме и связанные с ней положительные эмоции активизируют физиологические процессы в организме, улучшая работу всех органов и систем. Эмоциональный подъём — радость, удовольствие, воодушевление — создаёт у детей повышенный жизненный тонус. Стремление к общей цели повышает осознанность задач, улучшает координацию движений и пространственную ориентацию, ускоряет выполнение заданий. В таком состоянии увлечённости усиливается роль воли, помогающей преодолевать препятствия. Активная игра тренирует нервную систему, совершенствуя и балансируя процессы возбуждения и торможения.
Формирование личности и социальных навыков
В играх любого вида физический и психический компоненты тесно взаимосвязаны. Реализуя потребность в движении, дети не только расходуют энергию и оттачивают двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости. Одновременно с этим они осваивают умение владеть собой, считаться с коллективом и согласовывать свои действия с действиями других игроков. Это отличная тренировка для быстрого и гибкого переключения внимания в зависимости от меняющихся обстоятельств.
Игра оказывает profound влияние на формирование личности: это сознательная деятельность, в которой развивается умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Подвижные игры способствуют развитию практических навыков, важных как в повседневной жизни, так и в спортивной деятельности.
Воспитательное значение
Воспитание моральных качеств, целеустремлённости, стремления к победе через преодоление трудностей напрямую зависит от выбора игр. Важно подбирать игры, которые воспитывают необходимые черты характера и правильное отношение к жизни. Они прививают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действия друг друга. Правила игры воспитывают сознательную дисциплину, честность, выдержку, умение контролировать себя после сильного возбуждения и сдерживать эгоистические порывы. Грубость, унижение достоинства и эгоизм в играх недопустимы.
Таким образом, подвижные игры обладают многогранным значением: образовательным, воспитательным и оздоровительным. Они занимают огромное и незаменимое место в жизни детей младшего школьного возраста, являясь фундаментом для их гармоничного развития.