Методика преподавания гимнастики: роль подвижных игр в подготовке будущих педагогов

Дисциплина «Гимнастика с методикой преподавания» является обязательным компонентом государственного образовательного стандарта для программ бакалавриата по очно-заочной форме обучения. В контексте современного перехода на двухуровневую систему высшего образования особую значимость приобретает вопрос качественной подготовки компетентных специалистов, способных эффективно работать в школе.

Проблема использования игровых методов на практике

В школьной методике проведения уроков гимнастики подвижным играм и игровым заданиям отводится важная роль. Их применение позволяет повысить мотивацию учащихся, лучше усвоить специальные навыки, решать разнообразные задачи на всех этапах занятия, а также способствует развитию физических качеств и двигательных способностей детей. Однако, как показывает многолетний опыт работы педагогического факультета физической культуры, у студентов, проходящих учебную и педагогическую практику, часто возникают трудности. Несмотря на изучение отдельной дисциплины «Подвижные игры», будущие учителя испытывают сложности с подбором игр в соответствии с возрастом учеников, целями и структурой урока. Им не хватает умения творчески адаптировать существующий игровой материал, предлагать его различные варианты и импровизировать. В результате на уроках гимнастики игровые средства либо используются редко и необоснованно, либо их арсенал оказывается крайне ограниченным.

Цель и содержание учебного пособия

Настоящее пособие создано именно для решения этих актуальных проблем. Оно подготовлено на основе глубокого анализа существующей учебно-методической литературы и обобщения многолетнего личного опыта преподавания авторов.

В пособии подробно раскрывается значение подвижных игр в рамках уроков гимнастики, а также описываются конкретные методы и методические приемы организации игр с детьми младшего школьного возраста. Практический материал структурирован в виде карточек-заданий, которые систематизированы с учетом требований школьной программы, логики построения урока и возрастных психофизиологических особенностей учащихся 1–4 классов.

При разработке пособия авторы опирались на научные труды и методические наработки таких специалистов, как Л.В. Брылева, И.М. Коротков, И.А. Гуревич, В.М. Григорьев, Л.П. Семенов, С.Б. Шарманова, Ж.Е. Фирулева, Е.Г. Сайкина и других. Кроме того, был обобщен богатый практический опыт работы школьных учителей, тренеров и преподавателей вузов.

Формирование профессиональных компетенций

Данное учебно-методическое пособие призвано помочь студентам сформировать ключевую профессиональную компетентность и практическую готовность к педагогической деятельности. Особое внимание уделяется освоению основных педагогических умений, к которым относятся:

  • Гностические (умения анализировать и оценивать педагогические ситуации);
  • Рецептивные (умения воспринимать и понимать состояние учащихся);
  • Коммуникативные (умения эффективно взаимодействовать с детьми и коллегами);
  • Организаторские (умения планировать и управлять деятельностью класса);
  • Дидактические (умения доступно объяснять учебный материал);
  • Проектировочно-конструктивные (умения проектировать уроки и учебные ситуации).

Пособие позволяет студентам самостоятельно приобрести необходимые теоретические знания и практические умения для грамотной организации и проведения подвижных игр в младших классах. Эти компетенции будут непосредственно востребованы во время практической деятельности, в том числе при сдаче комплексного государственного экзамена в форме проведения пробного урока физической культуры в школе.

Целевая аудитория: пособие предназначено для студентов бакалавриата по направлению 034300 «Физическая культура» (профиль «спортивная тренировка»), а также будет полезно учителям физической культуры общеобразовательных школ и методистам, курирующим педагогическую практику.