Порядок рождения ребёнка. Как это влияет на характер

Порядок рождения ребенка

Первым, кто обнаружил, что старшие, средние и младшие дети обладают различным социальным опытом и имеют разные структуры личности, был психолог, психиатр и мыслитель Альфред Адлер (1870−1937). Он заметил — даже если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них могут быть абсолютно разные характеры. Опыт старшего или младшего ребёнка в семье по отношению к другим детям, особенности родительского воспитания — всё это меняется после появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни детей и на их дальнейшее взаимодействие с социумом. Он выделил и охарактеризовал основные проблемы, с которыми может сталкиваться ребёнок в зависимости от порядка его рождения в семье.

Первенец (старший ребёнок)

Положение первенца можно считать завидным, пока он — единственный ребёнок в семье. Родители обычно сильно переживают по поводу появления первого ребёнка, всецело отдают себя ему, стремясь, чтобы всё было "как полагается". Первенец получает безграничную любовь и заботу от родителей. Он наслаждается своим безопасным и безмятежным существованием. Но это продолжается до тех пор, пока следующий ребёнок не лишит его своим появлением привилегированного положения. Это событие может драматическим образом поменять положение ребёнка и его взгляд на мир.

Адлер часто описывал это событие, как "свержение с трона". Когда старший ребёнок наблюдает, как его младший брат или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет пытаться отвоёвывать своё верховенство в семье. Однако это сражение с самого начала обречено на неудачу. Со временем ребёнок осознаёт, что родители слишком заняты, слишком задёрганы или слишком равнодушны, чтобы терпеть его требования. В результате первенец "приучает себя к изоляции" и осваивает стратегию выживания в одиночку, не нуждаясь в чьей-либо привязанности или одобрении. Адлер также полагал, что самый старший ребёнок в семье консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он часто становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Привыкший заботиться о младшем и защищать его, он также вырастает, как правило, заботливым, склонным к отцовству (материнству), часто в дальнейших своих семейных отношениях берёт инициативу в свои руки.

Во взрослой жизни старшие дети становятся управленцами и администраторами. Старшие дети относятся к своим сотрудникам, как к младшим братьям или сёстрам.

Основные качества:

  • Перфекционист;
  • Добивается успеха;
  • Лидер;
  • Властная натура;
  • Ответственный;
  • Мотивированный;
  • Добросовестный;
  • Надёжный;
  • Осторожный;
  • Контролирующий.

Второй (средний) ребёнок

Второму ребёнку с самого начала задаёт темп его старший брат или старшая сестра. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребёнка. Например, второй ребёнок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. Средний ребёнок обычно связывает членов семьи между собой, поэтому всегда остаётся лоялен, миролюбив и довольно общителен. Средний ребёнок должен заботиться о младших и ко всему прочему бороться с ним за любовь родителей. Это только увеличивает его честолюбие и уровень притязаний. Для таких детей характерна ориентация на достижения. Средний ребёнок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач.

Обратите внимание: Как определить характер девушки по фантикам.

Вторые дети часто идут наперекор старшему, то есть руководителю, или, ещё хуже, во взрослой жизни идут против системы — государства.

Основные качества:

  • Легко подстраивается под обстоятельства;
  • Независим;
  • Хороший собеседник;
  • Миротворец;
  • Общительный и социально активный;
  • Может стать непослушным;
  • Может чувствовать себя одиноким.

Последний ребёнок (самый младший)

Положение последнего ребёнка уникально во многих отношениях. Будучи "малышом" или "баловнем" семьи, может быть окружён заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестёр. Если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. Положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости.

Ещё с детства он учится находить точки соприкосновения с окружающими. Обычно, когда младшие подрастают, их все любят, и у них много друзей. Их легко узнать в команде, так как они всегда в центре внимания. Нередко последние дети добиваются всего за счёт установления контактов, но профессионально не растут, так как надеются на своё обаяние. Может быть инфантильное отношение к жизни.

Основные качества:

  • Общительный;
  • Обаятельный;
  • Отзывчивый, дружелюбный;
  • Прямолинейный;
  • Манипулятор;
  • Смешной;
  • Требующий внимания;
  • Эгоцентричный.

Единственный ребёнок

Адлер считал, что позиция единственного ребёнка уникальна, потому что у него нет других братьев или сестёр, с которыми ему приходилось бы конкурировать. Это обстоятельство, наряду с особой чувствительностью к материнской заботе, часто приводит единственного ребёнка к сильному соперничеству с отцом. Он слишком долго и много находится под контролем матери и ожидает такой же защиты и заботы от других. Главной особенностью этого стиля жизни становится зависимость и эгоцентризм. Такой ребёнок на протяжении всего детства продолжает быть средоточием жизни семьи. Однако позднее он как бы внезапно пробуждается и открывает для себя, что больше не находится в центре внимания. Единственный ребёнок никогда ни с кем не делил своего центрального положения, не боролся за эту позицию с братьями или сёстрами. В результате у него часто бывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

Единственные дети с детства воспринимают окружающий мир как свой. Они даже не задумываются о том, что есть кто-то ещё, кто может прийти и забрать у них это. Они любят быть в центре внимания, но недооценивают среду, не обращают внимание на других, а это очень важно, особенно, если ты работаешь в коллективе. Единственные дети всегда будут пытаться быть лучшим для мамы/начальника.

Основные качества:

  • Уверенный в себе;
  • Добросовестный;
  • Ответственный;
  • Перфекционист;
  • Любит быть в центре внимания;
  • Раньше взрослеет;
  • Ищет одобрения у окружающих;
  • Обидчивый;
  • Лидер.

Резюме

Перворождённые дети часто имеют высокий уровень достижений (продуктивность), родившиеся вторыми по счёту поддерживают в семье эмоции на определённом уровне, например, радуют родителей какими-то своими талантами, весёлостью (поддержание семейной системы эмоций), третий ребёнок обычно отражает то, что происходит в браке между мамой и папой, четвёртые дети вбирают в себя нерешённые проблемы семьи, накопившееся напряжение и могут брать на себя роль юмориста, чтобы разрядить напряжение.

Эмоциональное положение в семье в зависимости от порядка рождения: старший — особенный, ответственный за поддержание семейного благополучия, носитель семейных традиций. Героическая миссия. Иногда возмущается младшими, которые вторгаются в его жизнь и его исключительные права на обладание любовью родителей. Единственные дети более социально независимые, меньше оглядываются на сверстников, более похожи на взрослых в раннем детском возрасте и более тревожны, что является результатом внимания и защиты родителей. В них смешиваются характеристики старших и младших детей, но характеристики старших берут верх. Младшие более беззаботные, о них все в семье заботятся, они меньше испытывают уважения к авторитетам и условностям.

Книги по теме:

  1. Лейбин В.М. "Индивидуальная психология А. Адлера".
  2. Кевин Леман "Порядок рождения".
  3. Шенбек Элизабет "Старший, средний, младший: как очерёдность рождения ребёнка влияет на формирование его личности".

#психология #психология жизни #психология семьи и отношений #психология женщин #успех #здоровье

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Порядок рождения ребёнка. Как это влияет на характер.