Начинать работу с ребенком лучше всего с постановки мышц тела. Пусть поначалу ребенок стоит свободно у палки, стопы чуть развернуты носками наружу. Ноги должны быть, как струны, спина — подтянутая, сохраняющая вертикаль при помощи подтянутых лее ягодичных мышц. Тело не должно давить своим весом на ноги. Следите за тем, чтобы спереди мышцы живота были подтянутыми, а диафрагма втянутой.
В шее и плечах, в отличие от ног, не должно быть напряжения, они сами себя поднимают, раскрывают и закрывают, опускают. Хорошим помощником для изучения правильных переходов рук из позиции в позицию на первых порах станут промежуточные положения, они помогают придать пластике рук мягкость и естественность. Лопатки свободны и опущены, но ни в коем случае не зажаты. Мышцы рук как бы сосредоточены в спине под лопатками — в подлопаточных мышцах спины.
Шея не поворачивается сама; сначала начинают движение глаза, а с ними, как бы подхватывая и продолжая этот первоначальный импульс, голова. А на ней — воображаемый стакан с кипятком, так что шевельнуться нельзя, чтобы не ошпариться.
Попробуйте научить ребенка повернуться вправо и влево — сначала на 45 градусов, потом на 90. Начинает поворот стопа: правая — при повороте направо, левая — при повороте налево. Подхватывают поворот глаза голова и тело. Руки могут быть свободно опущены вдоль тела, либо на талии, локти в стороны.
Освоив повороты, можно приступать к ходьбе и бегу. Копировать солдат и чеканить шаг не надо. При подъеме стопы последними отрываются от пола пальцы; при опускании стопы, напротив, вытянутые пальцы первыми касаются пола. Научиться красиво бегать не просто, на это потребуется время и конечно же руководство хореографа-профессионала. Но ребенку следует под вашим руководством усвоить правило: нога ни в коем случае не должны отставать от тела, должно создаваться ощущение, что ноги его опережают.
Продолжительность ежедневного урока может длиться полтора часа (это два академических часа в хореографической школе, в классе для самых маленьких).
Постарайтесь разнообразить ваши занятия, включайте игровые ситуации. Всегда помните, что дети особенно отзывчивы на игру: так они быстрее и легче усваивают материал.