Основные цели игры: развитие ловкости, координации движений и умения ориентироваться в пространстве. Необходимый инвентарь: не требуется, что делает игру удобной для проведения в любых условиях.
Описание и правила игры
Участники, исполняющие роль «мышеловки», образуют круг и начинают двигаться в правую сторону. Двигаясь, они хором произносят стихотворный текст, который создает игровую атмосферу и предупреждает «мышей»:
«Ах, как мыши надоели, Развелось их, просто страсть, Все погрызли, все поели, Всюду лезут, вот напасть. Берегитесь же, плутовки, Доберемся мы до вас!» В это время игроки-«мыши» перемещаются внутри круга или рядом с ним, двигаясь влево шагами или легкими подскоками.
Как только звучат заключительные слова «Доберемся мы до вас!», движение «мышеловки» прекращается. Участники круга поднимают сцепленные руки высоко вверх, образуя арки, и декламируют: «Вот поставим мышеловку, Переловим всех сейчас».
Это сигнал для «мышей»: они должны начать пробегать через образовавшиеся арки-ворота, забегая в круг и выбегая из него, следуя за своим вожаком. Внезапно педагог (ведущий) подает условный сигнал (слово, хлопок, свисток). Услышав его, «мышеловка» мгновенно «захлопывается»: все дети в круге приседают и опускают руки вниз, перекрывая выход.
Те «мыши», которые в этот момент оказались внутри круга, считаются пойманными. Их подсчитывают, после чего возможны два варианта развития игры.
Варианты продолжения игры и важные правила
Вариант 1 (Классический): Пойманных «мышей» отпускают, и игра повторяется 3-4 раза, после чего команды меняются ролями.
Вариант 2 (На выбывание): Пойманные «мыши» присоединяются к кругу, тем самым увеличивая размер «мышеловки». Количество «мышей» постепенно сокращается. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «грызуны». Затем команды также меняются местами и ролями.
Для соблюдения честности и порядка в игре установлены четкие правила:
1. Сигнал ведущего — закон. «Мышеловка» имеет право захлопнуться только по четкому сигналу учителя. Если круг опустит руки раньше времени, пробегающие в этот момент «мыши» не считаются пойманными.
2. Правило «головы». В спорной ситуации, когда «мышь» оказывается частично под опущенными руками, ее статус определяется положением головы. Если голова осталась снаружи круга — «мышь» свободна. Если голова внутри — «мышь» поймана.
3. Обязательность пробега. Пока руки «мышеловки» подняты, все «мыши» обязаны пробежать через круг. Те, кто уклоняется от этого, автоматически считаются пойманными.
Дополнительные рекомендации
- Игра отлично сочетается с музыкальным сопровождением, например, с ритмичным маршем или веселой полькой. В этом случае момент для «захлопывания» мышеловки может быть привязан к внезапной остановке музыки, что добавляет элемент неожиданности и тренирует реакцию детей.