Это приносит больше вреда, чем пользы.
Конечно, очень заманчиво помочь несчастному, уставшему после уроков и дополнительных занятий ребенку, облегчить его нагрузку, улучшить оценку.
Но как бы соблазнительно это не звучало, нужно позволить своим детям делать уроки самостоятельно. Вы можете помочь им по мере необходимости и поучаствовать в процессе, но лишь точечно.
Ни один родитель не хочет, чтобы в жизни его ребенка было много стресса. Но дети должны знать, как справляться со стрессовыми ситуациями, которые они будут испытывать на протяжении всей жизни. То, что решение не дается сразу – это стресс. То, что нужно готовить проект вместо того, чтобы поиграть – это стресс. И если я, как родитель, постоянно уменьшаю стресс своих детей и устраняю препятствия, с которыми они сталкиваются, я лишаю их возможность развивать важный навык преодоления трудностей и борьбы со стрессом.
Это настоящая борьба с самим собой - побороть искушение помочь ребенку и сделать его презентацию красивой, его сочинение полным, его проект интересным.
Дети со своей стороны также могут просить или даже требовать, чтобы мы помогли им. И лучшее, что мы можем сделать в этой ситуации – это дать понять, что не так и что нужно доработать. А худшее, что мы можем сделать – это взять и сделать задание за них.
«Как ты считаешь, это лучший вариант из возможных?»
«К сочинению нужно добавить еще один абзац, раскрывающий поступок героя».
«Ты хотел бы получить 5-ку за этот проект? Тогда нужно его немного доработать».
«Учителю нужно увидеть решение, а не только результат. Нужно переписать, чтобы учитель видел, как ты решал данные примеры».
Задавайте подобные вопросы и подталкивайте или даже заставляйте детей доделывать и переделывать. Не бойтесь просить, чтобы ребенок полностью что-то переписал – на ошибках учатся, и пару раз попав на «переписывание» и «доделывание», на следующий раз все будет сделано так, как нужно.
Для усвоения знаний нужна практика.
Знания не постигаются мгновенно. На слух ребенок воспринимает не более 20% информации, чтобы усвоить остальное нужна практика и еще раз практика. Поэтому, когда родители делают работу за своих детей, они лишают их возможности учиться и расти. Ребенок, не решив определенное кол-во уравнений, на запомнит, как они решаются. Ребенок, не сделавший презентацию по Древнему Риму, не узнает и не запомнит информацию про этот исторический период. А разве мы не для того отправляем детей в школу, чтобы они научились новому? Так дайте, уважаемые родители, им учиться!
Учителя должны оценивать уровень знаний ребенка, а не мамы или папы.
Кроме практики, домашнее задание служит своего рода индикатором развития и способностей вашего ребенка. Думаю, учителю совсем не интересно оценивать ваши способности выполнять домашнее задание! Поверьте, они не сомневаются, что родители смогут его выполнить.
Выполненное домашнее задание указывает на то, понял ли ученик материал, усвоил ли правила оформления или варианты возможных решений, т.е. услышал ли он учителя на уроке, проанализировал ли полученную информацию и смог ли ее применить на практике дома.
Скажу честно, мне как маме очень не нравится сам по себе факт наличия домашних заданий. Это все равно что взрослым всегда выдавали бы работу на дом. Вряд ли кому-то это понравится.
Но ребенку в жизни совершенно точно пригодится чувство ответственности, усидчивости и внимательности. Именно поэтому делать уроки за ребенка – очень вредная инициатива и принесет ребенку больше вреда, чем пользы.
Вы можете поощрять детей выполнять домашнее задание. Вы даже можете помогать и подсказывать им тогда, когда это действительно необходимо. Но ради вашего же ребенка, прекратите делать уроки.