Стопы претерпевают изменения на протяжении всей жизни человека, но наиболее интенсивно формирование сводов стоп идет в первые семь лет жизни ребенка. Далее критическими для сохранения формы и функции стоп будут периоды быстрого роста ребенка, приходящиеся на школьные годы, периоды гормональной перестройки. Стопа в теле человека выполняет три биомеханических функции: рессорную, балансировочную и толчковую. При плоскостопии страдают все функции стопы. Дети, страдающие плоскостопием, могут предъявлять жалобы на повышенную утомляемость ног, боли в стопах, голенях при беге, длительной ходьбе и к концу дня. Возможно появление головных болей после двигательных нагрузок. Характерны шлепающая походка с разведением носков в стороны, при стоянии стремление поставить стопу на наружный край, неравномерный износ обуви: быстрее стаптывается внутренняя часть.
Вначале упражнения выполняют из исходных положений с разгрузкой стоп: сидя и лежа, затем в комплекс включают упражнения из исходного положения: стоя, в ходьбе. Гимнастику следует сочетать с ручным или аппаратным самомассажем.
Специальные упражнения:
• Исходное положение: лежа на спине. Подошвенное и тыльное сгибание стоп с удержанием в каждом положении по 4-6 секунд.
• Круговые движения ногами «велосипед» с акцентом на движения стонами.
• Одновременное сжимание пальцев рук и ног в кулаки с последующим растопыриванием пальцев.
• Круговые движения стопами внутрь и наружу медленно с максимальной амплитудой.
• Захват стонами крупного мяча, перекладывание за голову с последующим возвращением в исходное положение.
• Поочередное и одновременное потягивание пятками по 4-6 секунд.