Существует распространённое мнение, что все психологические травмы формируются в детстве. Однако это не совсем так. Травматический опыт может возникнуть в любом возрасте при столкновении с ситуацией, угрожающей жизни и здоровью. Но важно понимать, что сама по себе сложная ситуация не всегда приводит к травме. Почему так происходит и чем отличаются механизмы травматизации у детей и взрослых — разберём в этой статье.
Что такое психологическая травма?
Психологическая травма — это особое состояние психики, возникающее как реакция на чрезвычайно сильный стресс. Важно подчеркнуть, что травмой является не само событие, а его последствия, так называемый травматический след, который остаётся в психике человека. Получит ли человек травму в критической ситуации, зависит от множества факторов: его личностных особенностей, предыдущего жизненного опыта, наличия поддержки и скорости оказания помощи. Это объясняет, почему два человека, пережившие одно и то же событие, могут реагировать на него совершенно по-разному.
Причины травм у взрослых
В психологии под травмирующим событием для взрослого человека обычно понимается ситуация, которая напрямую угрожает его жизни, физической целостности или безопасности. Это могут быть:
- Нападения, акты насилия или теракты.
- Серьёзные аварии и катастрофы.
- Природные катаклизмы.
- Сексуальное насилие.
События, такие как потеря работы или финансовые трудности, безусловно, являются сильным стрессом, но в строгом смысле не классифицируются как психологическая травма, если не несут прямой угрозы жизни и здоровью.
Особенности детских психологических травм
Дети — существа зависимые. Они не могут самостоятельно обеспечить свою безопасность, и эту функцию выполняет взрослый, к которому ребёнок привязан. Эволюционно заложенная программа привязанности предполагает, что взрослый защищает, заботится и утешает. Ребёнок, в свою очередь, стремится всегда быть рядом, следуя за своим взрослым.
Ключевое отличие детской травмы в том, что для ребёнка угрозой является не только прямая опасность жизни, но и нарушение этой самой привязанности. Если значимый взрослый исчезает, отвергает ребёнка или демонстрирует неспособность выполнять свои защитные функции, у ребёнка возникает паника привязанности. Это состояние само по себе может оставить глубокий травматический след, даже если физической угрозы не было.
Обратите внимание: Разногласия родителей и их детей...
Наглядные примеры различий
Чтобы лучше понять эту разницу, рассмотрим две ситуации:
- Семья в зоне военных действий. Взрослый, живущий в лагере для беженцев, испытывает колоссальный стресс и травму из-за неопределённости, угрозы жизни и потери контроля. Ребёнок же в этой же ситуации может чувствовать себя относительно спокойно и даже счастливо, если его родитель рядом, обеспечивая базовое чувство безопасности через контакт и заботу.
- Госпитализация ребёнка. Для взрослого лечь в больницу — часто рутинный, хотя и неприятный стресс. Для маленького ребёнка разлука с родителем в незнакомой, пугающей обстановке (больнице) может стать травмирующим событием. Боль от уколов усугубляется страхом одиночества и отсутствием рядом того, кто мог бы утешить. Длительное ожидание и крик, на который никто не приходит, формируют тот самый травматический след.
Социальные аспекты детских травм
Помимо нарушений привязанности, для детей крайне актуальны социальные травмы. К ним относятся:
- Буллинг (травля) со стороны сверстников.
- Отвержение и несправедливое отношение со стороны учителей или других значимых взрослых.
Эти переживания глубоко ранят детскую психику, так как подрывают чувство принадлежности и безопасности в социальном мире.
Существуют и другие, менее очевидные способы, которыми родители, часто неосознанно, могут травмировать ребёнка. Мы подробнее рассмотрим виды родительских воздействий и их последствия в следующих публикациях.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Психологические травмы детей и взрослых.