Что такое рыночная психология?
Психология рынка - это идея о том, что движения рынка отражают (или находятся под влиянием) эмоциональное состояние его участников. Это одна из основных тем поведенческой экономики - междисциплинарной области, изучающей различные факторы, предшествующие экономическим решениям.
Многие считают, что эмоции являются главной движущей силой сдвигов на финансовых рынках. И что общие колебания настроений инвесторов создают так называемые психологические рыночные циклы.
Короче говоря, настроения рынка - это общее ощущение, которое инвесторы и трейдеры испытывают в отношении движения цены актива. Когда настроения рынка положительные, а цены непрерывно растут, считается, что существует бычий тренд (часто называемый бычьим рынком ). Противоположный рынок называется медвежьим , когда цены постоянно снижаются.
Таким образом, настроение складывается из индивидуальных взглядов и чувств всех трейдеров и инвесторов на финансовом рынке. Другой способ взглянуть на это - как на среднее общее ощущение участников рынка.
Но, как и в случае с любой группой, ни одно мнение не является полностью доминирующим. Основываясь на теориях рыночной психологии, цена актива имеет тенденцию постоянно меняться в ответ на общее настроение рынка, которое также является динамичным. В противном случае было бы намного сложнее совершить успешную сделку.
На практике, когда рынок идет вверх, это, вероятно, связано с улучшением отношения и уверенности трейдеров. Позитивное настроение рынка вызывает рост спроса и снижение предложения. В свою очередь, повышенный спрос может вызвать еще более сильное отношение. Точно так же сильный нисходящий тренд имеет тенденцию создавать негативные настроения, которые сокращают спрос и увеличивают доступное предложение.
Как эмоции меняются во время рыночных циклов?
Восходящий тренд
Все рынки проходят циклы расширения и сжатия. Когда рынок находится в фазе расширения (бычий рынок), возникает атмосфера оптимизма, веры и жадности. Обычно это основные эмоции, которые приводят к высокой покупательной активности.
Во время рыночных циклов довольно часто можно увидеть своего рода циклический или ретроактивный эффект. Например, настроение становится более позитивным по мере того, как цены растут, что затем приводит к тому, что настроение становится еще более позитивным, что ведет рынок еще выше.
Иногда сильное чувство жадности и веры захватывает рынок таким образом, что может образоваться финансовый пузырь. В таком сценарии многие инвесторы становятся нерациональными, теряя из виду реальную стоимость и покупая актив только потому, что они верят, что рынок будет продолжать расти.
Они становятся жадными и чрезмерно взволнованными рыночным импульсом, надеясь получить прибыль. По мере того, как цена чрезмерно расширяется вверх, создается локальная вершина. В целом это считается точкой максимального финансового риска.
В некоторых случаях рынок будет некоторое время испытывать боковое движение по мере постепенной продажи активов. Это также известно как стадия распространения. Однако некоторые циклы не представляют четкой стадии распределения, и нисходящий тренд начинается вскоре после достижения вершины.
Нисходящий тренд
Когда рынок начинает разворачиваться в другую сторону, эйфория может быстро превратиться в самоуспокоенность, поскольку многие трейдеры отказываются верить, что восходящий тренд закончился. По мере того, как цены продолжают снижаться, настроения рынка быстро переходят в отрицательную сторону. Часто это чувство тревоги, отрицания и паники.
В этом контексте мы можем описать тревогу как момент, когда инвесторы начинают сомневаться, почему цена падает, что вскоре приводит к стадии отрицания. Период отрицания отмечен чувством неприятия. Многие инвесторы настаивают на сохранении проигрышных позиций либо потому, что «уже слишком поздно продавать», либо потому, что хотят верить, что «рынок скоро вернется».
Но по мере того, как цены падают еще больше, волна продаж усиливается. В этот момент страх и паника часто приводят к так называемой рыночной капитуляции (когда держатели сдаются и продают свои активы вблизи локального дна).
В конце концов, нисходящий тренд прекращается по мере уменьшения волатильности и стабилизации рынка. Обычно рынок испытывает боковые движения, прежде чем снова начинают возникать чувства надежды и оптимизма. Такой боковой период также известен как стадия накопления.
Как инвесторы используют психологию рынка?
Если предположить, что теория рыночной психологии верна, ее понимание может помочь трейдеру входить и выходить из позиций в более благоприятные моменты. Общее отношение рынка контрпродуктивно: момент наибольших финансовых возможностей (для покупателя) обычно наступает, когда большинство людей безнадежно, а рынок очень низок. Напротив, момент наибольшего финансового риска часто наступает, когда большинство участников рынка находятся в эйфории и чрезмерно самоуверенны.
Таким образом, некоторые трейдеры и инвесторы пытаются понять настроения рынка, чтобы определить различные стадии его психологических циклов. В идеале они использовали бы эту информацию, чтобы покупать, когда есть паника (более низкие цены), и продавать, когда есть жадность (более высокие цены). Однако на практике распознать эти оптимальные точки редко бывает легкой задачей. То, что может показаться локальным дном ( поддержкой ), может не удержаться, что приведет к еще более низким минимумам.
Технический анализ и психология рынка
Легко оглянуться на рыночные циклы и понять, как изменилась общая психология. Анализ предыдущих данных позволяет понять, какие действия и решения были бы наиболее прибыльными.
Однако гораздо труднее понять, как рынок меняется по ходу дела, и еще труднее предсказать, что будет дальше. Многие инвесторы используют технический анализ (ТА), чтобы попытаться предугадать, куда, скорее всего, пойдет рынок.
В некотором смысле мы можем сказать, что индикаторы ТА - это инструменты, которые можно использовать при попытке измерить психологическое состояние рынка. Например, индикатор Relative Strength Index (RSI) может указывать на перекупленность актива из-за сильного положительного настроя рынка (например, чрезмерной жадности).
MACD является еще одним примером того или иного показателя , который может использоваться , чтобы определить различные психологические стадии рыночного цикла. Короче говоря, соотношение между его линиями может указывать на изменение импульса рынка (например, покупательная сила ослабевает).
Биткойн и психология рынка
Бычий рынок биткойнов в 2017 году является наглядным примером того, как психология рынка влияет на цены и наоборот. С января по декабрь биткойн вырос примерно с 900 долларов до рекордного уровня в 20000 долларов. Во время подъема настроения рынка становились все более и более позитивными. Тысячи новых инвесторов пришли к нам, охваченные ажиотажем бычьего рынка. FOMO , чрезмерный оптимизм и жадность быстро подтолкнули цены вверх.
Смена тренда началась в конце 2017 - начале 2018 года. Последующая коррекция оставила многие из опоздавших участников со значительными потерями. Даже когда нисходящий тренд уже установился, ложная уверенность и самоуспокоенность заставили многих людей настаивать на HODLing .
Спустя несколько месяцев настроение рынка стало очень негативным, поскольку доверие инвесторов достигло рекордно низкого уровня. FUD и паника заставили многих из тех, кто покупал вблизи вершины, продавать на дне, неся большие убытки. Некоторые люди разочаровались в Биткойне , хотя технология была по сути той же. Фактически, он постоянно совершенствуется.
Когнитивные предубеждения
Когнитивные предубеждения - это распространенные модели мышления, которые часто заставляют людей принимать иррациональные решения. Эти модели могут влиять как на отдельных трейдеров, так и на рынок в целом. Вот несколько распространенных примеров:
- Предвзятость подтверждения: склонность переоценивать информацию, которая подтверждает наши собственные убеждения, игнорируя или отклоняя информацию, которая им противоречит. Например, инвесторы на бычьем рынке могут уделять больше внимания позитивным новостям, игнорируя при этом плохие новости или признаки того, что рыночная тенденция вот-вот изменится.
- Неприятие потерь: обычная тенденция людей бояться потерь больше, чем им нравится прибыль, даже если прибыль такая же или больше. Другими словами, боль потери обычно более болезненна, чем радость от приобретения. Это может привести к тому, что трейдеры упустят хорошие возможности или паникуют продавать в периоды рыночной капитуляции .
- Эффект эндаумента: это тенденция людей переоценивать то, что им принадлежит, просто потому, что они владеют им. Например, инвестор, владеющий сумкой криптовалюты, с большей вероятностью поверит, что она имеет ценность, чем тот, кто не занимается монетизацией.
Заключительные мысли
Большинство трейдеров и инвесторов согласны с тем, что психология влияет на рыночные цены и циклы. Хотя психологические рыночные циклы хорошо известны, с ними не всегда легко справиться. От голландской тюльпановой мании в 1600-х годах до пузыря доткомов в 90-х даже опытные трейдеры изо всех сил пытались отделить свое собственное отношение от общего настроения рынка. Инвесторы сталкиваются с трудной задачей понять не только психологию рынка, но и свою собственную психологию и то, как это влияет на их процесс принятия решений.
Не забудьте отблагодарить меня лайком, если вы нашли в тексте что-то полезное для себя ;)
Мои проeкты в
telegram ₡₹¥₽₮Obrazova4 о трейдинеге и ₡₹¥₽₮Odrops про айрдропы
vk ₡₹¥₽₮Obrazova4
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Психология рыночных циклов.