Здоровое, обученное тело в гармонии с психикой, для спортсмена высокого уровня квалификации -залог успеха в спорте высших достижений! Именно от умения сохранять баланс психической и физической силы в стрессовых ситуациях, зависит точность и стабильность исполнения элементов. Когда спортсмен из раза в раз может повторять необходимый технический элемент, понимая технику выполнения не на уровне механически заученного действия, а на уровне чувствования: темпа, скорости воспроизведения, понимания!
Под влиянием стрессового фактора, особенностей индивидуальных свойств личности в условиях соревновательной деятельности, часто у спортсмена происходит "расщепление" психической и физической составляющей. Проявляется это в виде когнитивной и/или соматической тревоги. Токсичные мысли и установки, руминация, расфокусировка внимания, мышечный спазм, сбой ЧСС, нарушения кардио-васкулярной, дыхательных функций, головокружения, тошноты и проч. проявлений. Данное состояние спортсмена характеризуется полной рассогласованностью приывычных, хорошо отработанных действий! В этот момент спортсмен начинает испытывать неблагоприятные психические состояния. В спортивной практике он имеют название "предстартовой лихорадки" и "стартовой апатии". Эти состояния для спортсмена сопровождаются потерей контроля в исполнении сформированного двигательного навыка, некорректным расходом физических и психических ресурсов с последующим эмоциональным выгоранием. В данном случае наблюдается ряд явлений: потеря пространственной координации, гипотонус или гипертонус мышц, ощущение вялости, неуправляемости тела. Целый каскад гомеостатических сдвигов организма под влиянием стрессоров, радикальным образом влияет на личность, снижая уверенность в себе и понижая результативность! Далеко не все спортсмены, даже высокого уровня квалификации знают о том, что происходит с ними в состоянии стресса, как с этим справляться, тк не обучены приемам психорегуляции! В связи с этим, многие не способны совладать в такие ситуации с собственным телом, как следствие провальные старты при идеальной подготовке и высочайший уровень физической, технической составляющей.
Причина чаще всего кроется в отсутствии профессиональной и правильной работы с психикой спортсмена. Как правило, наибольшее внимание уделяется исключительно расширению двигательного диапазона физических возможностей, без учета положительной мотивации и осознанной работы с телом. Директивные методы воздействия и акцент на неосознанное механическое воспроизведение. А ведь "центр управления" движением -голова и заходить в тело надо там. Существует 3 известных этапа обучения движению: 1-й ознакомление, первоначальное разучивание; 2-й формирование двигательного умения, углубление детализированное разучивание; 3-й формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. характеристика каждого из этапов: 1 -медленное воспроизведение, нестабильный результат, невысокая устойчивость, осознанный контроль действий; 2 -средний темп воспроизведения, нестабильный результат, осознанный контроль действий; 3 -высокий темп воспроизведения, высокая устойчивость, повышение стабильности, автоматизм двигательного действия, контроль выполнения. Эффективное разучивание, возможно в комфортных условиях, где спортсмен расслаблен, осознан и сконцентрирован на ощущениях.
Еще один частый сценарий подготовки -авторитарный подход, давление на спортсмена и управление поведением через устрашение, угрозы, унижения, подавление личности. В этом случае, спортсмен находится в состояние перманентного, разрушающего стресса и малоэффективен в работе. Спутник стресса -это мышечный спазм! Постоянный страх "выживания", разрозненность мыслей, демотивация, отсутствие концентрации, все действия механизированы, автоматизированны, полностью отсутствует понимание процесса. Результат любой ценой -дорого обходится спортсмену. Чаще всего, спортсмен ломается психологически, травмируется! Результаты добываемые по такому принципу, путем давления, "выколачивания" и "дрессировки" спортсмена имеют разовый, случайный, нестабильный, недолгосрочный характер.
На реальную победу могут претендовать единицы! Победа спортсмена, прежде всего заключается в его стабильности, сбалансированном состоянии физического и психического ресурса, умении совладать с неприятностями в любой ситуации. В осознанном, гармоничном развитии тела и психики. Тело для спортсмена - как инструмент для музыканта. Профессионал знает как настроить его, в постоянно меняющихся условиях, чтобы "звучал" как надо и не ломался. А так же, в умении анализировать, чувствовать и владеть эмоциями, влияющими на темповые, технические, динамические характеристики в условиях стресса. Побеждают те спортсмены, которые смогли найти общий язык с собственным телом, вышли на уровень контролируемой и осознанной работы с ним. Те, кто не изнуряет его, а договаривается, бережно развивая и усиливая необходимы качества! В таком, осознанном подходе есть наивысший профессионализм реализации спортсмена, контроль управления собой в любой ситуации, гарантия долголетия в спортивной деятельноси.
Тело и психика -едины! Тело -резервуар прожитых эмоций, по которому с годами, мы можем читать судьбу человека.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Психология тела.