РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА АТМОСФЕРЫ

Данное ниже упражнение разработано для развития в себе способности воспринимать свойства окружающей атмосферы. Приступив к выполнению упражнения, вы сразу почувствуете, что на самом деле более восприимчивы к ментальной и эмоциональной атмосферам места и более подвержены их влиянию, чем себе представляли.

Упражнение групповое, лучше всего его делать в группах по пять-шесть человек. Каждому предоставится один-два случая, чтобы изучить сочетание эмоциональной и ментальной атмосфер, созданных группой людей. Небольшая комната для собраний подходит лучше всего, но сгодится и небольшой офис или жилая комната.

Если у вас группа из шести человек, пусть каждый из участников выберет номер от одного до шести. Номера определяют порядок очереди каждого участника. Первым уходит из комнаты участник под номером один. Участник, покидающий комнату, называется «перципиент», или «приемник». В комнате приемника не должны быть слышны слова и даже голоса оставшихся в общей комнате. Пока приемник находится в одиночестве, он должен закрыть глаза, расслабиться и постараться включить свое второе внимание.

Люди очень чувствительны к атмосфере, особенно когда переживают мир вторым вниманием. Пока кто-то один из группы отсутствует в комнате, оставшиеся обсуждают различные темы, вызывающие у всех сильные эмоции. В течение примерно  пяти  минут все участники должны быть вовлечены в живую дискуссию. Старайтесь придерживаться какого-то одного главного чувства, разделяемого всеми, такого как радость, страх, гнев. Можно завести речь о политике, экологии, дружбе, любви, смерти, детях и тому подобном. Во время обсуждения каждый должен быть свободен в выражении своих мыслей и чувств. Старайтесь держаться какой-то определенной темы минут пять, чтобы каждый участник почувствовал, что смог по-настоящему облегчить душу. Тогда атмосфера комнаты станет насыщена сильными и четко определенными чувствами и мыслями, связанными с обсуждаемым вопросом.

Спустя пять минут один из участников, который становится ведущим, должен резко оборвать разговор и пригласить отсутствующего участника. Как только приемник войдет в комнату, он должен сразу начать рассказывать о том, какие изменения он здесь почувствовал.

На ментальном уровне приемник должен ощутить, что его ум как будто захлестнуло до сих пор плавающими в комнате мыслями, которые могут приходить в устной форме или в виде изображений. На эмоциональном уровне приемник должен ощутить, какое настроение или чувство преобладает в группе, или же он почувствует какие-нибудь особенно сильные эмоции отдельных участников. Если этого не произошло, то приемник смутно почувствует атмосферу возбуждения, тепла, тревоги или подавленности.

Если приемник особенно восприимчив, то он должен  распознать главную тему разговора и точки зрения каждого из участников. При этом его или ее физическое тело должно отметить изменения в атмосфере. Тревога обычно ощущается в виде натянутости на определенных участках тела приемника. Тело может испытать физическое возбуждение, не исключено и то, что он вдруг станет уставшим или вялым. Можно написать целый список разных ощущений, воспринимаемых физическим телом приемника.

Человеком без подготовки многие тонкие вибрации будут пропущены, пока он не выйдет на сколько-нибудь сознательный уровень мастерства. Тем не менее самые яркие детали того, что выражает группа, будут доступны каждому. Все, что требуется от приемника,— это сосредоточить свое внимание на физических, эмоциональных и психологических переменах, которые «бросились ему в глаза» при входе в комнату.

После того как при участии и приемника и группы загадка постепенно разъяснится, можно продолжать упражнение, отослав из комнаты следующего участника и объявив новую тему для обсуждения. С началом обсуждения новой темы старая атмосфера рассеется. Делайте упражнение до тех пор, пока каждому из вас не выпадет хотя бы один шанс побыть приемником.