Развитие ребёнка от 1 до 3 лет: ключевые принципы от нейропсихологов, психологов и вальдорфских педагогов

Введение в возрастной период

Период от одного до трёх лет — это время стремительного роста и становления личности малыша. В статье мы рассмотрим этот важный этап через призму трёх авторитетных подходов: нейропсихологии, отечественной психологии развития и вальдорфской педагогики. Каждый из них предлагает уникальный взгляд на то, как помочь ребёнку раскрыть свой потенциал.

Взгляд нейропсихологов

Специалисты по работе мозга считают, что фундамент для гармоничного развития закладывается в повседневной жизни.

1. Естественная среда и быт. Идеальными условиями для малыша до трёх лет нейропсихологи называют спокойную, естественную среду, например, жизнь в деревне, где минимум цифровых технологий. Именно в бытовых делах — помощи по хозяйству — лучше всего развивается и крупная, и мелкая моторика. Показателем хорошего развития к трём годам считается умение самостоятельно застёгивать молнию от начала до конца.

2. Какие игрушки могут навредить. Стоит избегать игрушек с яркими мигающими огнями, громкой автоматической музыкой и интерактивными функциями, которые реагируют на нажатие кнопки. Они могут перегружать нервную систему ребёнка.

3. Важность движения. Крайне важно предоставить малышу возможность много и разнообразно двигаться. Активное сенсомоторное развитие, ощущение своего тела и тренировка вестибулярного аппарата — ключевые задачи этого возраста.

4. Роль сказок. Очень полезным инструментом развития являются сказки и книги. Нейропсихологи рекомендуют отдавать предпочтение тонким книжкам, содержащим одну законченную историю.

Позиция отечественных психологов развития

Российские психологи выделяют несколько этапов игровой деятельности, через которые проходит ребёнок.

1. Предметно-манипулятивная игра (с 1 года). Мышление ребёнка в этом возрасте наглядно-действенное. Он познаёт мир, исследуя предметы всеми доступными способами: пробуя на вкус, ощупывая, бросая, сравнивая (катится/не катится, тонет/плавает). Отличной поддержкой для малыша будет, если мама займётся рядом каким-либо рукоделием, предоставив ему безопасные материалы для изучения.

2. Отобразительная игра (с 1,5 лет). Малыш начинает копировать действия взрослых: «варить кашу», «кормить куклу», «забивать гвозди». Это период «я как мама» и «я как папа». Важно на собственном примере, с помощью игрушек, показывать ребёнку простые бытовые действия и играть вместе с ним.

3. Режиссёрская игра (с 2,5 до 4 лет). Эта игра становится ведущей. Ребёнок начинает разыгрывать сюжеты с помощью маленьких игрушек и предметов-заместителей (например, кубик становится машинкой).

4. Путь к сказке. Интерес к сказке просыпается около двух лет. Традиционно ему предшествует знакомство с фольклором: колыбельными, пестушками и, наконец, прибаутками, которые служат мостиком к более сложным narrative-формам.

Подход вальдорфской педагогики

Этот подход делает акцент на гармоничном, естественном развитии через подражание и творчество.

1. Подражание как основа развития. До трёх лет у ребёнка наиболее активно развивается голова, нервная система и органы чувств.

Обратите внимание: Как полюбить свой возраст и не бояться его..

Именно через подражание взрослым малыш учится ходить, говорить и мыслить. Подражание — это главные врата, ведущие к развитию.

2. Натуральные игрушки. Вальдорфские педагоги также подчёркивают важность предметно-манипулятивной деятельности и рекомендуют простые, природные материалы:
- Природные дары: крепкие палочки, ракушки, кусочки овечьей шерсти, шишки, каштаны (для развития осязания).
- Кубики из натуральных материалов для строительства.
- Вязаные, тканевые или деревянные фигурки животных.
- Открытый транспорт (грузовики, лодки), в который можно что-то грузить.
- Семейки маленьких кукол для режиссёрских игр.
- Натуральные ткани.
- Большие мягкие куклы, пропорции которых похожи на детские. Заботясь о такой кукле, ребёнок по сути учится заботиться о себе.

3. Роль игр. Особое место занимают жестовые, пальчиковые, тактильно-двигательные игры («на коленках»), игры в кругу. Они:
- Благотворно влияют на эмоциональную сферу и ритмические системы организма.
- Развивают фантазию, речь, пространственное мышление и реакцию.
- Укрепляют мышцы.
- Дарят радость общения.

4. Творческие занятия.
- Рисование: В 1 год это «оставление следов», затем хаотичные каракули, к 2 годам — округлые, циркулярные, а к 3 годам появляются «головоноги». Рисунок для ребёнка — это отражение его внутреннего состояния. Маме полезно рисовать вместе с малышом восковыми мелками, фокусируясь на цвете, а не на форме, и показывая пример.
- Лепка и другое: С 2 лет можно начинать лепить, показывая короткие сказки с фигурками, рисовать «мокрым по мокрому» одним цветом, знакомиться с шерстью, помогать в простом бумажном творчестве.

5. Вовлечение в быт. Привлекайте ребёнка ко всем домашним делам. Пусть изучает кастрюли и ложки, а позже поможет высыпать ингредиенты, месить тесто или раскладывать его по формочкам.

6. Сказки и театр.
- До года важны ритмичные стишки и колыбельные. С 1 до 3 лет — короткие авторские сказки о простых жизненных процессах.
- Домашний театр невероятно полезен. Начните с театра «на коленках», а с 2,5 лет переходите к настольному театру. Это отлично стимулирует режиссёрскую игру.

7. Двигательная активность. Для удовлетворения потребности в движении нужна разнообразная территория с холмами, ступеньками, прямыми и извилистыми дорожками.

А как вы развиваете своих детей в возрасте от 1 до 3 лет? Делитесь опытом в комментариях!

Автор статьи: Елена Гринталь

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Возраст от 1 до 3 лет.