Республика на юге европейской части России. Калмыки по своему происхождению — часть большого и древнего азиатского кочевого этноса ойратов. В 1609 г этиойраты («халимаг» — «отколовшиеся», отсюда и калмыки) приняли российское подданство и постепенно перешли на оседлый образ жизни, совмещая его с участием во всех войнах, которые вела Россия. А потом пережили два раскола — в годы Гражданской и Великой Отечественной войны, депортацию в 1943-1944 гг и возрождение своего народа и государственного образования.
НА ПЕРЕКРЕСТКАХ ИСТОРИИ
История калмыков сложна и полна драматических поворотов.
Хотя археологи датируют появление человека на территории нынешней Калмыкии палеолитом, история Калмыкии в лицах и событиях начинается гораздо позже. Ойраты. монгольский этнос, из которого вышли и калмыки, после начавшегося в XIV в. ослабления Юаньской империи на территории Восточного Туркестана и Западной Монголии создали Ойратское ханство, или Союз четырех ойратских племен. В XVI в. часть западных ойратов приняла участие в колонизации Сибирского ханства; перейдя в подданство России в 1609 г.. они и стали называться калмыками (от «халимаг» — «отделившиеся»). В 1697 г Петр I возложил на калмыцкого хана ответственность за безопасность южных границ государства. И тут нельзя не вспомнить одно заключение о калмыках А. С. Пушкина из его «Истории Пугачева»: «Верно служили России, охраняя южные ее границы». В 1739 г в районе крепости Ставрополь (ныне г Тольятти) было образовано иррегулярное конное Калмыцкое войско из астраханских, оренбургских и донских калмыков. В 1771 г., после того как около 200 000 калмыков вместе с последним ханом ушли в Джунгарию (историческая область в Синь-цзяне. Китай) указом Екатерины II Калмыцкое ханство было упразднено. Управлялась «Калмыцкая степь» «экспедицией калмыцких дел», специально учрежденной при канцелярии Астраханского губернатора. Оставшиеся в России калмыки в 1806 г вошли под названием Калмыцкий круг (полк) в состав Донского казачьего войска — они отважно действовали во время Отечественной войны 1812 г., а также в Крымской войне (1853-1856 гг.) и во всех русс ко-турецких войнах. Тесно общаясь с русскими, они постепенно переходили на оседлый образ жизни. В 1859-1861 гг существовало уже 15 калмыцких поселений вдоль Крымского тракта между станцией Крестовской и Астраханью, в том числе и в балке Элиста. Датой основания города с этим именем считается 1865 г Октябрьская революция 1917 г разделила калмыков, как и весь российский народ, на белых и красных. После завершения Гражданской войны в 1920 г красные получили Калмыцкую автономную область, в 1935 г переименованную в Калмыцкую АССР.
Великая Отечественная война вновь трагически расколола калмыков. Всего в Красной армии храбро сражалось около 50 тысяч калмыков, что засвидетельствовано и многочисленными воинскими советскими наградами, и мемуарами немецких военачальников, которым калмыки внушали настоящий ужас. Но существовал в гитлеровском вермахте Калмыцкий кавалерийский корпус, в котором состояло около 3,5 тыс. человек. Руководили этим подразделением, созданным в 1943 г на основе так называемого Калмыцкого легиона, кадровый разведчик, руководитель «Абвергруппы-103- доктор Долль и еще 92 немецких офицера. Такое явление, как коллаборационизм, коснулось, как хорошо известно, не только калмыков. Но что касается именно их, то. как установлено историками, почти все калмыки, служившие в этом корпусе, были малограмотными или совсем неграмотными. Это, конечно, никого из них не оправдывает, но лишний раз доказывает неверные решения чаще всего принимают люди, которых просвещенными не назовешь. Заплатил за этот выбор своих соплеменников весь калмыцкий народ. В декабре 1943 г калмыков по сталинскому указу начали массово депортировать в Сибирь, а в 1944 г Калмыкия практически опустела. Часто репрессированным калмыкам не давали даже собрать теплые вещи, и много людей умерло от холода и болезней еще в пути. Отзывали даже красноармейцев-калмыков с линии фронта и направляли на строительство Широковской ГЭС в Пермской области. Калмыцкая АССР в 1944 г была упразднена, а Элиста переименована в город Степной. В 1956 г калмыки как народ были реабилитированы, Калмыкия получила статус автономной области, а в 1958 г снова стала Автономной ССР. Элисте было возвращено ее имя. В 1990 г Верховным Советом республики была принята Декларация о суверенитете и преобразовании Калмыкии в Калмыцкую ССР. В 1992 г она была переименована в Республику Калмыкия. И это было закреплено в «Степном уложении» (Конституции) Республики, принятом в 1994 г.
Калмыкия расположена в степной зоне, частично также — в зоне полупустынь и пустынь. Основную часть территории республики занимают равнины Прикаспийской низменности древней Восточной-Европейской платформы Кумо-Манычская впадина — русло существовавшего в древности пролива, соединявшего Каспийское и Чёрное моря. Волга — крупнейшая река Калмыкии, республике досталось 12 ее километров. 71,2 % территории Калмыкии представляют собой естественные кормовые угодья, но лишь около 3% из них пригодны для сенокоса.
АЗИЯ В ЕВРОПЕ
Калмыкия — самая экзотическая часть европейской части России. Здесь, кажется, воплощен сам дух Евразии.
Тибетскую разновидность буддизма ойраты приняли еще во второй половине XVI в. Покинув Джунгарию в XVII в. и переселившись в приволжские степи, они не изменили своей вере, находя в ней силы и энергию для сплочения своего народа. Благо у них был сильный и мудрый духовный лидер, ученый и просветитель лама Зая Пандит Намкхай Чжамцо (1599-1662 гг.), наместник далай-ламы среди ойратов и создатель ойратской (зая-пандитской) письменности, или «ясного письма». К началу XX в. на территории Калмыкии существовало более 90 больших и малых хурулов (буддийских храмов и монастырей), при которых служило около трех тысяч монахов. Буддизм — самая древняя из мировых религий, основанная в VI в. до н. э. на вероучениях Древней Индии. Главная идея буддизма перевоплощение души путем медитативного просветления. При этом внутри буддизма существует несколько направлений и школ. Невежественным большевикам, желавшим иметь тотальную власть над душами людей, эта религия была, конечно, еще более чужда, чем христианство, и все же они использовали калмыков-буддистов в 1920-х годах как агентов Разведывательного управления РККА в Китае и Тибете, который тогда был отдельным государством. Но в 1930-е годы буддизм в Калмыкии уничтожался уже целенаправленно: разрушались хурулы, монахов объявляли «врагами народа» со всеми вытекающими печальными последствиями. Возрождение буддизма в республике началось в конце 1980-х годов. В 1988 г в Элисте впервые зарегистрирована буддийская община и открыт молитвенный дом. За прошедшие 20 с лишним лет положение с буддизмом в Калмыкии изменилось в корне. В 1996 г был возведен хурул Сякюсн Сюме, в 2005 г открыт самый большой в Европе буддийский храм — Золотая обитель Будды Шакьямуни (Бурхн Багшин Алтн Сюме). Это не только религиозный центр, в нем несколько уровней, работает краеведческий музей, есть конференц-зал для проведения дискуссий по разным мировоззренческим вопросам. Всего в Калмыкии сегодня действует уже 27 хурулов, а Элиста за последние 20 лет просто преобразилась. Это касается не только духовной и культурной атмосферы, город стал значительно чище, чем прежде, в нем появилось много зелени и, конечно, множество буддистских символов.
Другой символ новой Калмыкии — район Элисты Город Шахмат, или Сити-Чесе, поначалу считавшийся многими экспертами из мира шахмат утопическим проектом. И тем не менее в 1993-2010 гг он был воплощен в жизнь. Дворец шахмат в Сити-Чесе был открыт в 1998 г к 33-й Всемирной шахматной Олимпиаде, которая в нем и прошла. Это город в городе еще на стадии проекта вызвал насмешки и аллюзии на литературные Нью-Васюки, но он уже доказал, что развитие шахмат в Калмыкии — не утопия: городские, республиканские и всероссийские шахматные турниры проходят здесь регулярно, работают шахматные школы. Кроме того, Сити-Чесе — это общественный, культурный и административный центр в окружении комфортабельных жилых домов. А насмешки лучше всего гасить самоиронией — и в Сити-Чесе появляется памятник Остапу Бендеру, естественно, с шахматным конем в руке и в окружении всех 12 стульев из гостиного гарнитура мастера Гамбса.
Получилось один раз получится еще. говорят в Калмыкии, и строят амбициозные планы создания на территории республики транспортно-транзитных и логистических коридоров федерального значения. Планируется также строительство канала «Евразия», который в перспективе соединит Каспийское море с Азовско-Черноморским бассейном, а также порта в поселке Цаган Аман на Волге и цепочки водохранилищ — для развития орошаемого земледелия в засушливой степи. Начали со строительства дорог И, по отзывам бывалых путешественников, те из них, что построены в Калмыкии в последние годы, хорошего качества.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
■ В 1949 г. на торжественном заседании в Большом театре по случаю 150-летия А. С. Пушкина, стихотворение поэта «Памятник» читал Константин Симонов. Дойдя до слов: «...и друг степей калмык», он пропустил их. Вечер транслировался по Всесоюзному радио, и, как пишут современники, все слушатели в этот момент подумали об одном и том же — о судьбе репрессированного народа.
■ С 1 апреля 2010 г. в школах Калмыкии проводится эксперимент по преподаванию в старших классах курса «Основы религиозных культур и светской этики». В нем несколько разделов: «Основы буддийской культуры», «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».
■ Отношение к чаю в Калмыкии благоговейное, а чайная церемония сродни религиозному действу. Все движения во время приготовления чая и ритуала чайного подношения совершаются слева направо, по ходу солнца. Человек, подносящий чай, должен держать чашку в обеих руках и подавать ее от груди, демонстрируя тем самым свое сердечное отношение к тому, кого он угощает. Первая порция приготовленного калмыцкого чая (с мускатным орехом, толченным в сливочном масле, солью и молоком) наливается в жертвенную чашечку, которая должна некоторое время постоять на алтаре Будды, затем ее отдают детям, прежде всего мальчикам. Эти ритуалы в наше время исполняются не так уж широко и строго, но каждый калмык непременно начинает свой день с чашечки чая. а попасть к кому-то на утренний чай считается хорошей приметой.
■ В европейской России, от Нижнего Поволжья до Северного Кавказа, и в Сибири широко распространена калмыцкая порода крупного рогатого скота — единственная специализированная мясная порода в стране. Она появилась в Калмыкии вместе с кочевыми племенами, пришедшими в Нижнее Поволжье из Джунгарии более 400 лет назад.
■ В 1924 г. калмыцкая (зая-пандитская) вертикальная письменность была заменена горизонтальным принципом написания и кириллицей. В 1931 г кириллица была заменена латиницей, но в 1938 г кириллица в Калмыкию вернулась.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
■ г. Элиста: буддийские храмы Золотая обитель Будды Шакьямуни, Сякусн Сяме, Ступа Просветления, пагода Семи дней, Кафедральный православный собор Казанской Божьей Матери. Город Шахмат, или Сити-Чесе — внутри него Дворец шахмат и Музей шахмат имени М. Таля. Мемориал «Исход и возвращение» памяти жертв сталинских репрессий. Парк «Дружба». Для Элисты характерно большое количество уличных скульптур.
■ Биосферный заповедник Черные земли.
■ Национальный природный парк Бамб-Цэг
■ Заказники, специализирующиеся на охоте на сайгаков: Сарпинский, Харбинский, Меклетинский.
Атлас. Целый мир в твоих руках № 131