Ливерпуль, Душа викторианской Англии

Ливерпуль, Душа викторианской Англии

В  1970-х гг.  Ливерпуль едва  не разорился во время экономического кризиса. Муниципалитет, опираясь на поддержку горожан, сумел оживить экономику портового города.

КОРАБЛЬ С РАБАМИ ОТПРАВИТСЯ ИЗ КУЛЬТУРНОЙ СТОЛИЦЫ

В 2008 г Ливерпуль — один из крупнейших городов Англии — стал Европейской культурной столицей года.

Культурная столица Европы выбирается Евросоюзом на один год, в течение которого этот город становится центром культурной жизни, в нем проводится ряд мероприятий для привлечения внимания инвесторов к культурному развитию столицы.

Первое упоминание о поселке Лиуерпул, или «Темные воды», относится к 1190 г., когда на месте нынешнего Ливерпуля появилась крепость норманнских завоевателей. До этого времени здесь жили только валлийские рыбаки, и «темными водами» они называли Атлантический океан. Официальной датой основания Ливерпуля считается 28 августа 1207  г.,  когда  самый  неудачливый король Англии, Иоанн Безземельный, в стремлении завоевать расположение своих подданных даровал поселку патент на право называться городом. Но даже в новом статусе Ливерпуль на деле еще долго оставался провинциальным поселком с населением в несколько сот человек. Как это часто случалось в феодальные времена, он подвергался набегам, его не раз сжигали дотла. Эти разорения совершались нецеленаправленно, мимоходом, и завоеватели надолго здесь не задерживались.

Интерес к Ливерпулю возрос в XVIII в., когда он стал важнейшим портом на западном побережье Англии, через который велась трансатлантическая работорговля и товарообмен с американскими колониями. В 1715 г здесь был построен первый в Англии открытый портовый док. Весь XIX в. Ливерпуль — лидер промышленной революции в Англии и во всем мире. К началу XIX в. на Ливерпуль приходится 40% мирового товарооборота и 80% всего объема работорговли. В 1834 г рабство в британских колониях запретили, но и после этого Ливерпуль еще долгое время оставался центром нелегальной торговли невольниками.

Население города умножилось за счет ирландцев: сотни тысяч их эмигрировали через Ливерпуль в Америку в течение 1840-х гг., во время Ирландского картофельного голода. Прибывшие на кораблях китайские повара, прачки и торговцы опиумом оседали в портовых кварталах, в результате чего в 1870-е гг здесь сформировался один из самых первых европейских Чайна-таунов.

Ливерпуль процветал: в его доках строили колоссальные паровые суда вроде лайнера «Британник», младшего брата «Титаника», также трагически погибшего. Все четыре знаменитых корабля — «Уайт Стар Лайн», «Олимпии, «Титаник» и «Британник» были приписаны именно к Ливерпулю.

Но постепенно город начал угасать: торговля сократилась, доки закрывались, население покидало Ливерпуль- Первая мировая война и Великая депрессия нанесли сокрушительные удары по всем судостроительным и пароходным компаниям Англии, а с ними пострадал и портовый город. Во время Второй мировой войны Ливерпуль пережил массированные воздушные налеты, когда погибли 2,5 тыс. чел. и было разрушено множество домов.

После войны началось строительство новых доков, экономика оживилась, но в середине 1970-х гг начался новый спад: в судостроительной отрасли у города появились сильные конкуренты в Азии. В 1980-х гг Ливерпуль оказался на первом месте в Англии по числу безработных. В настоящее время ситуация в экономике города улучшается, но крайне незначительными темпами.

Отчасти город спасло то, что в 1960-х гг он стал центром новой молодежной культуры — «биг-бит» и его местной разновидности — «мер-сибит», подарившим миру феноменальную группу «Битлз». С того времени Ливерпуль превратил в аттракцион для туристов все места, мало-мальски связанные с «Битлз». Это в немалой степени способствовало частичному возрождению экономики города.