![]()
Многие взрослые до сих пор переживают во сне тревожные ситуации, связанные со школой или университетом. Если даже зрелый человек порой не может справиться с подобными переживаниями, представьте, насколько тяжело может быть ребенку, который сталкивается со страхами в реальности. Школьная тревожность — распространенное явление, и важно понимать ее корни, чтобы эффективно помочь.
Истории родителей это подтверждают. «С начала августа мой сын Андрей, который идет в третий класс, закатывает истерики при любом упоминании школы, — делится Снежана. — Сначала мы списывали это на капризы, но потом он признался, что ему просто страшно. В процессе разговоров выяснилось, что его главный страх — другие дети».
«Моя дочь нервничала перед 1 сентября вплоть до выпускного класса, — вспоминает Ирина. — Ей постоянно снились кошмары, где она опаздывает, попадает в неловкое положение или забывает школьную форму».
В чем причина школьных страхов?
Часто в основе подобной тревоги лежат так называемые когнитивные искажения — своеобразные «ошибки» мышления, которые заставляют ребенка воспринимать ситуацию в искаженном, часто негативном свете. Распознав эти шаблоны, родители могут существенно облегчить эмоциональное состояние ребенка.
Первый и самый важный шаг — создать доверительную атмосферу для диалога. Нужно мягко и без давления помочь ребенку проговорить вслух все, что его беспокоит. Если он затрудняется сформулировать страх, стоит задавать наводящие вопросы, чтобы докопаться до сути. Клинический психолог Алиса Кроссфилд советует нормализовать переживания ребенка: дайте ему понять, что бояться — это абсолютно нормально, многие дети испытывают похожие чувства, и его опасения имеют право на существование, даже если они кажутся маловероятными.
Как только конкретные страхи обозначены, можно приступить к анализу мышления и поиску типичных искажений.
Пять распространенных когнитивных искажений
1. Черно-белое мышление (поляризованное мышление)
Ребенок склонен видеть все в крайностях, без полутонов. Например, он может быть убежден, что либо все учителя будут его любить, либо все — ненавидеть; либо он понравится всем одноклассникам, либо станет изгоем.
Как помочь: Объясните, что мир не делится только на «плохо» и «хорошо». Приведите пример: «Возможно, один предмет будет не очень интересным, но зато на других уроках будет здорово. И даже если с кем-то не сложатся отношения, обязательно найдутся те, с кем будет комфортно».

2. Ментальный фильтр
Ребенок выхватывает из ситуации один негативный элемент и полностью игнорирует все положительные аспекты. Например, услышав, что информатика — сложный предмет, он начинает бояться всего учебного года, забывая о любимых уроках физкультуры или рисования. Или, поссорившись с одним одноклассником, он чувствует себя одиноким, не замечая дружелюбия остальных ребят.
Как помочь: Активно и мягко напомните ребенку о позитивных моментах, которые его сознание отфильтровало. Составьте вместе список хороших воспоминаний о школе, любимых занятий и друзей.
3. Ошибочные прогнозы
Дети (да и взрослые) часто строят прогнозы на основе домыслов, а не фактов, и начинают верить в них как в непреложную истину. Ребенок может быть уверен: «В первый же день надо мной все будут смеяться» или «Весь год будет ужасным».
Как помочь: Спросите ребенка, на чем основан его негативный прогноз. Есть ли реальные доказательства, что так и будет? Помогите ему отделить факты прошлого опыта от пугающих фантазий о будущем.
4. Подмена фактов эмоциями
В этом случае сильная эмоция (страх, тревога) воспринимается как доказательство. Мысль «Мне страшно идти в школу» превращается в убеждение «В школе обязательно случится что-то плохое». Или чувство одиночества интерпретируется как факт: «Я буду сидеть один», хотя в прошлом году у ребенка была компания.
Как помочь: Научите ребенка различать: «Я чувствую страх» — это эмоция, а «Со мной никто не заговорит» — это предположение, которое может не сбыться. Обсудите, что чувства — важные сигналы, но они не всегда отражают объективную реальность.
![]()
5. Катастрофизация
Ребенок склонен раздувать масштабы проблемы до вселенской катастрофы и продумывать наихудший сценарий с далеко идущими последствиями. Классический пример: «Если я опоздаю на линейку, учительница накричит на меня, потом меня будут дразнить, и в итоге у меня не будет друзей до конца школы».
Как помочь: Спросите: «Какова реальная вероятность, что это произойдет?» и «Что самое страшное может случиться на самом деле?». Часто при детальном разборе «катастрофа» теряет свои пугающие очертания. Обсудите простые планы действий на случай мелких неудач.
Заключение
Когнитивные искажения могут серьезно влиять на эмоциональное состояние не только ребенка, но и взрослого. Вспомните, возможно, и вы сами иногда попадаете в подобные ловушки мышления. Это понимание поможет проявить больше эмпатии.
Самое главное — дать ребенку понять, что он не один на один со своей тревогой. Открытый, поддерживающий разговор сам по себе является мощным терапевтическим инструментом. Ваша готовность выслушать, принять его чувства и вместе разобраться в пугающих мыслях создает фундамент безопасности, который поможет ему справляться не только со школьными, но и с будущими жизненными challenges.