Фантазия малыша не имеет границ: все конфеты из вазочки перетаскал не он, а кошка, и в детском садике он прыгнул выше всех... выше крыши! И все это умиляет родителей. Однако если надо заговорщицким тонам сообщает: «А мы тут с гномом Васей чай пьем», в то время как в комнате — никого, нам уже не до шуток. Почему у ребенка заводятся воображаемые друзья, нормально ли это? И что с этим делать?
И ПРИДУМАЛ ЖЕ ТАКОЕ!
Реакция родителей на подобные детские фантазии может быть самой разнообразной: одни требуют прекратить эти выдумки и ругают за одно только упоминание о «друге понарошку», другие ведуг ребенка к психологу, а то и психиатру. Между тем, большинство специалистов утверждает: появление воображаемого друга в возрасте 3-6(атои 7) лет — абсолютно нормальное явление. Исследования, проведенные американскими психологами, показали, что личный Карлсон имеется у 65% детей этой возрастной категории. Чаше всего воображаемый приятель — человек, реже — «ожившая» игрушка или какое-то животное. Стоит отметить, что речь идет о детях с высоким интеллектом и развитыми творческими способностями. Еще бы, как без этого нафантазировать такое! В воображаемом мире малыша возможно вес: Чеширский Кот исчезает, оставляя одну лишь улыбку, обыкновенная варежка становится преданным щенком... почему же Карлсону и ему подобным здесь нс место? К тому же зачастую сам ребенок не видит в своих фантазиях ничего крамольного и охотно делится ими с родителями. Но нс всегда — примерно в четверти случаев папа и мама не имеют ни малейшего представления о «тайне» чада. И именно в этой ситуации стоит задуматься — почему? А также постараться познакомиться с воображаемым другом поближе: он может послужить хорошим диагностическим материалом для родителей, поведав о том, что волнует малыша, чего ему не хватает в отношениях. Ведь, как ни круги, Карлсон всегда прилетает по адресу.
ВЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Появлению воображаемого друга у ребенка всегда есть причина. Хотя иногда весь фокус — в чрезмерно развитом воображении ребенка — тогда, заскучав или оставшись в одиночестве, малыш начинает развлекать себя таким образом. Но, как правило, это связано с наличием определенных психологических проблем:
НЕХВАТКА ОБЩЕНИЯ. Часто Карлсон появляется в тяжелый для ребенка момент — например, не ладятся отношения со сверстниками (по причине застенчивости, борьбы за лидерство) или ослабел контакт с родителями (если они слишком погружены в свои заботы, пли в семье появился еще один ребенок). Воображаемый друг в этой ситуации, во-первых, даст возможность общаться в режиме. комфортном для малыша (хоть целый день!), во-вторых, помогает справиться со стрессом.
ДАВЛЕНИЕ ИЛИ ГИПЕРОПЕКА. Бывает, родители злоупотребляют запретами или держа! ребенка под колпаком — и в том, и в другом случае места для выражения собственного Я просто не остается.То ли дело в придуманном мире: там можно все (гулять по крышам и есть варенье на обед)... можно даже стать «родителем» (ограничивая и поучая воображаемых друзей). Такая территория свободы дает ребенку иллюзию самостоятельности, собственной значимости.
ЧУВСТВО ВИНЫ. Ребенок чувствует себя виноватым гораздо чаще, чем может показаться — например. практически всегда, если родители разводятся («Это все из-за меня — я плохо себя вел»). Ослабить эти мучительные переживания помогает уход в придуманный мир. Воображаемому друу можно пожаловаться на несправедливости мира и таким образом снять напряжение, а можно и... наказать! Или свалить собственную вину на него: «Это не я, это все он! Я хороший!».
НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ. Ранимый малыш особенно остро чувствует все углы реальности — ему тяжело ужиться в коллективе, кажется, что все его обижают... Но тут на помощь приходит друг-защитник (Супермен иди Человек-Паук) — и мир волшебным образом меняется. Пусть только в фантазиях — уже легче. Проигрывая тайные желания с придуманным другом, ребенок становится уверенней в себе.
НЕХВАТКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ. А бывает, малышу просто... скучно! Изо дня в день — одно и то же: детсадовские будни или npoгулки с няней на детской площадке, где знакомы все трещинки. А так хочется полегать, как Питер Пей. отправиться в далекое путешествие, как Синбад-мореход! Чем ждать, когда это случится в действительности, не лучше ли сочинить сюжет самому и тут же отправиться в путь — с лучшим другом?
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Вне зависимости от причин, вызвавших появление воображаемого спутника, это существо всегда помогает малышу, подчержпваст его во всем, является своего рода вторым Я — отражением формирующейся личности ребенка. Поэтому знакомство с ним может оказаться очень полезным! Возможно, стоит даже подыграть малышу — показать, что его товарищ вам очень симпатичен. поинтересоваться сто настроением, расспросить о приключениях. Он вполне может стать вашим союзником! Однако важно не перегибать палку: манипулировать ребенком, используя его друга («Смотри, гномик-то давно покушал, а ты что сидишь над тарелкой?»), некрасиво — все-таки это сто волшебный мир, а вы туда вот так по-хозяйски, со своими воспитательными целями... Впрочем, бросаться в другую крайность и по-детски воспринимать Карлсона как вполне реальную личность, тоже не надо — ребенок рассчитывает опереться на ваш здравый смысл в случае чего, а вы, значит туда же...
ЧЕГО ЕЩЕ НЕ СТОИТ ДЕЛАТЬ?
Запрещать общение с придуманным товарищем и ругать за это. Малыш все равно не откажется от сноеи «сказки», только будет делать это тайком от вас. Что хорошей)?
Высмеивать ребенка за фантазии. Это чревато потерей доверия к вам и даже приобретением стойких поведенческих комплексов.
Убеждать, что Карлсона не существует. Пройдет совсем немного времени — и он самоликвидируется (как правило, к 7-9 годам). Так-зачем сейчас воевать с ним. рискуя вызвать агрессию малыша — для него-то этот персонаж вполне живой? Как Дед Мороз, например. Детскую веру в доброго дедушку мы ведь не поддаем опале — наоборот, всячески поддерживаем.
НЕОБХОДИМО:
Порадоваться за маленького фантазера, который старается справиться с эмоциональными проблемами своими силами.
Постараться уделять чаду больше внимания и времени это никогда не будет лишним.
Попробовать заменить выдуманного друга реальным — например, наконец-то купить собаку, о которой ребенок давно мечтает.
СКАЖИТЕ, ДОКТОР...
Однако порой существование воображаемого друга может указывать на серьезные психологические проблемы ребенка, которые можно решить, только прибегнув к помощи специалиста. Об этом стоит задуматься, если:
ребенок не отделяет игры от реальности, плохо идет на контакт.
Становится излишне зависим от воображаемого друга, ничем больше не интересуется;
его фантазии изобилуют мрачными и жестокими историями. Специалист поможет разобраться в причинах мрачных красок возможно, они в какой-то нсиро-работанной психической травме... или же в особенностях семейной обстановки! Таким образом малыш может выплескивать свои переживания, вызванные разводом родителей или частыми конфликтами между ними. Вообще, обращаясь к психотерапевту по поводу детских проблем, надо быть готовым к тому, что терапия понадобится и взрослым — поскольку их источником чаше всего являются «общесемейные», затрагивающие всех, проблемы.
МАЛЫШ, ВЕДЬ Я ЖЕ ЛУЧШЕ!
Интересно, что выдуманные товарищи у детей существовали всегда, но олицетворением их стал именно «лучший в мире друг» — Карлсон из знамени той книги Астрид Линдгрен. В чем его феномен? Он практически идеален! Во-первых, легко и без зазрения совести нарушает решительно все нормы (кто об этом порой не мечтает?). Во-вторых, умеет летать — это тайное и неосуществимое желание человека (с возрастом притупляющееся). В-третьих, он абсолютно свободен: живет на крыше, никому не подчиняется. Захотел — улетел, захотел — вернулся. Даже возраста у него нет: попробуй пойми, что означает «мужчина в самом расцвете сил»? Можно предполо жить, что Карлсон бессмертен (это тоже важно — человека всегда беспокоил тайный страх смерти). В общем, это некий идеал (причем не только для ребенка) — недостижимый, и оттого еще более манящий. Любопытно, что книга про Малыша и Карлсона — самая популярная часть наследия Астрид Линдгрен на постсоветском пространстве, в то время как Европа предпочитает Пеппи Длинныйчулок. Возможно, причина в том, что мы находим массу созвучий этой сказки с нашей реальностью...
У МАМЫ И ПАПЫ
У взрослых тоже бывает синдром Карлсона — правда, в это понятие вкладывается уже совершенно иной смысл. Точнее, даже несколько смыслов. Этот термин может использоваться в качестве синонима синдрома Питера Пена — когда человек, несмотря на годы, никак не желает взрослеть (таких людей сегодня еще называют кидалтами). А может фигурировать применительно к политикам — в частности, тем. которые предпочитают «курощать и низводить», а также легко притворяются «самым больным человеком в мире» в случае необходимости.
ВИКТОРИЯ ШАПАРЕНКО
Здоровье №3 2013