В личной переписке коллега-психолог, женщина с хорошим профессиональным чутьём, задаёт мне, казалось бы, простой вопрос в мессенджере:
"Посоветуй, что ещё можно делать с мальчиком 2х лет? Пока ему нравиться только бегать, мячик кидать и чтоб я его на руках качала"...Этот запрос мгновенно вызывает у меня в памяти целую череду похожих случаев из практики. Если специалист спрашивает, что можно делать «ещё», это верный признак, что стандартные методы уже исчерпаны. Таких активных, но ограниченных в интересах двухлеток я встречала множество — картина, к сожалению, очень типичная. Отвечаю сразу, опираясь на опыт:
"Скорее всего там комплексная проблема: Гипертонус мышц (как ты описала симптомы 💯) + отставание в социальном развитии (скорее всего ребёнок "не слушается" от слова "вообще") + истерики (когда что-то не по его). Вот когда эти три вещи удастся "сдвинуть", тогда можно поговорить про подбор игрушек, которые будут развивать 😏 А сейчас пока: крупная моторика (беговелы, мячи, батуты, бассейн и т.д.) + Хорошо бы поставить очень четкий режим дня".Ответ коллеги был красноречив и подтвердил мои догадки. Часто говорят о проблемах клиентов, но у нас, психологов, есть и свои профессиональные «боли» — ситуации, которые мы видим снова и снова:
Это точно . Но тут его и не приучают слушаться . Если не по его - начинаются визги . Ему в 2 года разрешают залезть на стол когда все кушают и ходить по столу 🙈 И режима тоже "ноль" . Родители - фрилансеры. Это первое что удивило . Ложиться он когда идут спать все , в 11-12 ночи , встаёт в 9-10 , днём спит с трёх до шести ...Обратите внимание: Разговор о брачном контракте.
просто мне с ними жить месяц... Люба , ты просто всё написала как есть ...Корень проблемы: отсутствие границ и авторитета
Конечно, я описала ситуацию точно! Этот «коктейль» из трудностей встречается настолько часто, что его причины можно разбирать даже во сне. Главный источник — фундаментальное отсутствие воспитания и родительского авторитета, которое проявляется в разных формах:
- Ребёнок — центр вселенной: Весь домашний уклад подстраивается под его сиюминутные желания, а не под здоровый, предсказуемый режим для всей семьи.
- Дети как «гуру»: Идея, что «дети — "святые", мы у них только учимся», часто подаётся с духовным или эзотерическим подтекстом, но на деле лишает ребёнка необходимых ориентиров.
- Равенство без ответственности: Стремление быть с ребёнком «на равных» часто маскирует нежелание взрослого брать на себя роль ответственного лидера и наставника.
- Воспитание «без стресса» как вседозволенность: Из практики: детям разрешают бегать по обеденному столу, не приучать к горшку в 4 года, бить родителей... Всё это оправдывается идеями о свободе личности и профилактике травм, но ведёт к обратному результату.
Задержка речи — симптом системного сбоя
Отставание в речевом развитии в таких условиях — это не просто недостаток развивающих занятий. Это индикатор более глубокой задержки в эмоциональном и физическом созревании! Явление стало настолько распространённым, что начинает восприниматься как вариант нормы. Часто можно услышать успокоение:
"...у всех свой темп развития, ничего, заговорит позже".И да, скорее всего, к 4 годам он действительно начнёт говорить. В этом возрасте происходит новая волна активности в речевых центрах мозга... Но проблема в том, что в 4 года ребёнок должен уже не осваивать базовую речь, а совершенствовать её: работать над чёткостью звуков, развивать фонематический слух и готовиться к обучению чтению!
А критически важный период с 2 до 4 лет — это время активной социальной адаптации и отработки именно вербальных моделей общения. Это золотое время для накопления словарного запаса и навыков коммуникации.
Естественные этапы речевого развития
Для гармоничного развития существуют естественные ориентиры:
- С 1 года: малыш произносит первые осознанные слова;
- К 2 годам: активный словарный запас должен насчитывать около 300 слов;
- К 3 годам: речь становится развёрнутой, понятной и адекватной ситуации.
Здесь кроется ключевой момент: практически невозможно научить ребёнка говорить, если он не слышит и не слушается взрослых. При отсутствии послушания малыш не просто не выполняет просьбы — он блокирует сам канал коммуникации, отказывается учиться, перенимать и повторять. Сначала не формируется пассивный словарь (понимание слов), а затем и активный (способность их использовать).
И наоборот, дети, которые умеют слушать и следовать простым указаниям («умненькие» и поСЛУШНЫЕ), как правило, не испытывают серьёзных трудностей с речью. Послушание здесь — не про подавление воли, а про открытый канал для обучения и развития.
#психологиядошкольника
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Разговор между собой, "боли" психологов.