Советы педагога: Пять наших ошибочных представлений об уважении

Читаем в толковом словаре С.И.Ожегова: «Уважение — это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств».

velvet34.jpgПрожитые года — автоматически причисляется к безусловным достоинствам, согласно понятию «уважение»

Американский эксперт по воспитанию Дебора Тиллман справедливо замечает, что если уважение оказывают лишь тем, кто достоин, значит его нужно «заслуживать». Этот подход рождает искажение для тех, кто должен проявлять уважение и для тех, к кому его нужно проявлять.

Поэтому она формулирует понятие «уважение» по-другому:

«Уважение — это внимательное отношение к людям — внимание к себе, внимание к другим.

Это доброжелательность и внимание, которое мы проявляем».

velvet59.pngДебора Тиллман

Что нужно делать, чтобы создать уважительные отношения в вашей семье?

Дебора рекомендует вежливо и мягко подсказать ребенку, что вы ожидаете от него в отношениях абсолютно со всеми, контактирующими с ним людьми. Вы советуете ему использовать уважительный тон в любой ситуации и с любым человеком.

«Научите ребенка говорить «пожалуйста», благодарить, а также придерживать дверь перед человеком, идущим следом», — уточняет Тиллман.

Специалист обращает внимание на то, что многие взрослые не совсем точно понимают понятие «уважение», отсюда и возникают некоторые вопросы в воспитании детей.

Сегодня Velvet.by поделится с читателями пятью ошибочными представлениями об уважении по мнению эксперта.

1.Уважение не зависит от симпатии или восхищения — которые вызываются признанием достоинств человека, как говорят большинство словарей.

Оно не ставит на пьедестал лишь некоторых людей, заслуживающих уважения.

Речь идет о взаимодействии со всеми людьми внимательно, доброжелательно и предупредительно.

velvet36.jpgСимпатия и восхищение дополняют уважение, но не заменяют его

2. Уважающий вас не обязан всегда соглашаться с вами.

Когда дети отстаивают свои личные границы или спорят с вами, это не признак неуважения, если ребенок корректен в выражении своей позиции.

«Поощряйте детей высказывать свои собственные уникальные мнения. Обучайте их тому, что, хотя их мнение может не изменить вашего, они тем не менее могут выражать его, если делают это уважительно, — говорит Тиллман».

velvet37.jpgПротест ребенка вовсе не означает неуважение к вам

3. Уважение и страх не имеют ничего общего. Родитель, который приравнивает уважение к страху, получит не те результаты, которых ожидает.

Усиление страха в ребенке может породить множество других чувств, таких как ненависть, презрение или раздражение. Но не уважение.

velvet35.jpgС помощью страха и манипуляций родители не смогут заставить себя уважать

4.Уважение нельзя заработать.

«Я работала со многими подростками, которые говорят, что уважение нужно заслужить.

Я не знаю, откуда у них эта идея, — отмечает Тиллман. — Это непросто, но вы должны быть ответственны за то, какими идеями и установками делитесь с ребенком — ведь они всего лишь транслируют то, чему вы их научили.»

velvet38.jpgВажно, чтобы родители сказали даже самым творческим детям: «Уважение невозможно заслужить и заработать»

5. Уважение — это не просто обычная вежливость и манеры. Почтение — это не просто привычка.

То, что считается учтивым, может отличаться от культуры к культуре, региона к региону, поколения к поколению и семьи к семье.

velvet39.jpgУважение — это о комфортном общении, личных границах и любви

Уважение — это обращение с каждым человеком открыто, внимательно и доброжелательно.


Комментарий психолога

velvet3_1.jpg

Василевич Елена Николаевна, психолог «L-club», детский психотерапевт

Уважение — отношение, в основе которого лежит признание и принятие уникальности другого человека, отказ от попыток его переделать в соответствии со своими представлениями.

Опыт другого может очень сильно отличаться от нашего собственного и мы часто реагируем удивлением и тревогой, воспринимая различия как угрозу, не признавая их ценности.

Нет двух абсолютно одинаковых людей даже среди близнецов, и с этим легко согласиться.

Но как же трудно бывает родителям согласиться с увлечениями детей, отличающихся от родительских: от выбора кружка до выбора профессии.

От способности взрослых признавать непохожесть, умения выстраивать диалог в споре во многом зависит принятие различий детьми, проявленное как уважение.

.................................................................................................................

Предыдущие статьи цикла:

1. С чего начать обучение ребенка этикету. Советы педагога

2. Советы педагога: карта дел в воспитании ребенка и организации себя

3. Советы педагога: планирование это...корсет дня. И дорога к цели

4. Советы педагога: как помочь тревожному ребенку

5. Советы педагога: как учить ребенка общаться, с момента, когда он еще в коляске

6. Советы педагога: Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Как его воспитывать?

7. Советы педагога: агрессивный ребенок — что делать и как воспитывать?

8. Советы педагога: «Гиперактивность — никакая не черта характера. И не болезнь»

9. Советы педагога: как научить ребенка чувствовать счастье

10.6 причин «Почему стоит отдать ребенка на занятия музыкой»

11. Для маленьких детей игра — работа. Четыре категории игр

12. Как занятия спортом влияют на мозг ребенка: мнение американских экспертов

13. Выбирая престижную школу для своего ребенка — не потеряйте из виду самого ребенка

14. 7 способов предотвратить детские истерики до того, как они произойдут

15. Как прекратить детские истерики в самом начале: 8 лучших приемов

16. Как научить ребенка быть благодарным. А главное — зачем?

17. Как научить ребенка не преклоняться перед вещами. Рекомендации специалистов

18. 7 способов научить ребенка сопереживать

VELVET: Елена Линкевич