Современные Святки на Русском Севере: Традиции и их трансформация

Сохранение обрядов в сельской местности

В деревнях Архангельской области, особенно в отдалённых районах вроде Пинежского, Лешуконского и Мезенского, по-прежнему живы многие обычаи зимних праздников, входящих в святочный цикл. Одной из самых ярких традиций, не прерывавшейся с древних времён, остаётся ряженье. На Святки местные жители, переодетые в костюмы лошади, курицы, цыганки или медведя, ходят по домам, поздравляют соседей и поют им славу. Сегодня в колядовании участвует не только молодёжь, но и семейные пары. В деревне Вохтома, например, ряженые на «царском поезде» объезжают окрестные сёла и даже возят с собой «покойника» — элемент традиционного обрядового театра. Отдельно стоит отметить возрождение духовной составляющей праздника: дети из воскресных школ в Суре, Верколе, Пинеге и Шенкурске ходят по домам, исполняя рождественские колядки и духовные песнопения. Ученики сурской школы даже поставили спектакль «Сказание о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа», который показали в Верколе, в Музее Фёдора Абрамова и у себя в деревне, завершая представление пением местных колядок.

Святочная кудесь: от обряда к молодёжной забаве

Традиция святочной кудеси — ритуального озорства — также сохраняется, но её смысл и участники изменились. Как и раньше, молодые люди разбрасывают поленницы дров или примораживают двери домов. Однако если в прошлом такие действия были проверкой на хозяйственность и метили прежде всего нерадивых хозяев, то сегодня это превратилось в весёлую забаву, где главное — подшутить друг над другом, особенно между юношами и девушками. Ещё один популярный элемент — разрисовывание дверей мелом или красками, нанесение имён жильцов или проведение чернильных дорожек от одного дома к другому. Как рассказывает жительница Мезенского района, такие дорожки часто вели к дому симпатичного парня или девушки. К сожалению, современная молодёжь не всегда следует старинному завету не обижать пожилых и одиноких, и кудесят даже у их дверей.

Гадания: от народных обрядов к спиритическим сеансам

Гадание, как важная часть святочных праздников, продолжает жить, но преимущественно в игровой форме и среди молодёжи как в городе, так и в селе. Чаще всего используются простые и доступные методы: девушки пишут на бумажках имена или пожелания, кладут их под подушку, а утром вытаскивают наугад; гадают по форме пепла от сожжённой бумаги или по восковым фигуркам, полученным при выливании расплава в воду. Гадания с участием животных, например, по бараньей шерсти, стали редкостью и сохранились лишь в некоторых районах. Современных девушек не пугают традиционные «страшные» гадания в бане с зеркалом, которые они часто проводят и в одиночку. Особый интерес у городских жительниц XXI века вызывают гадания с вызовом духа. Для такого спиритического сеанса готовят специальный круг с буквами алфавита, цифрами и словами «да» и «нет», используют фарфоровое блюдечко. В Архангельске, к примеру, популярно вызывать дух великого земляка Михаила Ломоносова или известного северного писателя и художника Степана Писахова.

Игры и испытания: отголоски древних обрядов

В традиционных играх и развлечениях святочного периода на Архангельском Севере можно разглядеть фрагменты древних обрядов инициации — испытаний для юношей, знаменующих переход во взрослую жизнь. Одним из таких проявлений храбрости у подростков Пинежского района считается ночёвка на Святки в заброшенном доме, который считается местом обитания нечистой силы. С этим связана местная «страшилка», бытующая в деревнях Сурского сельсовета. В ней рассказывается о парне, поспорившем с друзьями, что проведёт ночь в старом доме. Друзья, решив проверить его, остались рядом и в полночь услышали жуткие звуки. Утром они нашли товарища переломанным в сундуке. Эта история до сих пор передаётся среди молодёжи как часть святочного фольклора.

Завершение цикла: праздник Крещения

Святочный цикл завершается праздником Крещения Господня, который всегда имел огромное значение для жителей Севера. По традиции в этот день люди купались в освящённой воде — Иордани, особенно это считалось обязательным для тех, кто рядился на Святки, чтобы очиститься. Также было принято запасаться крещенской водой на весь год, веря в её целебные свойства. Сегодня обычай окунаться в прорубь и набирать святую воду возрождается повсеместно. Например, в Яренске в 2002 году на крестный ход и водосвятие на реке Кижмоле пришло более 200 человек с бидонами и вёдрами; сотни паломников собрались в том же году на реке Ваге. У Сийского монастыря для праздника даже сооружают ледяные крепости. В самом Архангельске вот уже пять лет освящают Иордань на Северной Двине. В 2004 году водосвятие началось вечером, и после обряда священник сам первым окунулся в прорубь. Желающих последовать его примеру было множество, несмотря на 15-градусный мороз. Купание продолжалось до глубокой ночи, в нём участвовали люди всех возрастов. Старожилы, однако, отмечают, что раньше, по рассказам, купались и в более лютые, тридцатиградусные морозы.