Мне кажется, что со зрителями во время просмотра комедии происходит примерно та же метаморфоза, что и с актерами. Они тоже примеряют на себя роль! Восхищаются, как чудно актер передал ту или иную черту героя. То есть подмечают сходство с собой – себе в этот момент нравятся! Потому что ведь играет влюбленный в своего героя актер, а как иначе! Даже если черта эта, казалось бы, должна быть неприятной. Ну, вот примерно как у героя Александра Миронова, Ивана Васильевича Ломова. Чехов характеризует его, как «здорового, упитанного, но очень мнительного помещика». Согласитесь, есть над чем задуматься – и улыбнуться. Представляете, какой простор для хулиганства дает роль «очень мнительного помещика» известному секретовскому хулигану Миронову? То есть это сказать легко, а Миронов влюбился в своего Ивана Васильевича, а также в Наталью Степановну, героиню Вероники Чащиной, и ее хитроумного папашу Степана Степановича Чубукова (актер Юрий Мацкевич), взвесил вместе Иваном Васильевичем все выгоды и неудобства женитьбы, а потом еще и делил с ними свои кровные Лужки… Ну, и конечно, слегка отстранился от своего героя и даже на себя посмотрел немного со стороны – чтобы подмигнуть своему Ивану Васильевичу в зеркале.
Вероника Чащина влюбилась в свою героиню с первого взгляда и навсегда, принимая ее всю, от макушки до кончиков пальцев на ногах. Настолько они похожи. Столько в ее героине огня и нерастраченной нежности… Ну, а рационализм в невесте подан так по-чеховски выпукло, с таким искренним юмором, что зритель прощает его Вероникиной героине, потому что хохочет до слез. Потому что понимает и нетерпение невесты, и беспокойство отца, Степана Степановича, и, кажется, даже восклицает вместе с ним:
- Женитесь вы уже!
У Юрия Мацкевича в этом спектакле две роли. Его герои настолько разные, что можно только удивляться, как актер успевает перестроиться. И в то же время оба персонажа настолько Юрины, что кажется, он просто берет готовый уже, цельный характер, на ладонь – и любуется им. Тем более, что разные-то они – только на первый, поверхностный, взгляд.
Лука – слуга Елены Ивановны, по-отечески заботится о своей барыне. А Чубуков – беспокойный отец, прижимистый барин, наслаждающийся жизнью эпикуреец, и все эти черточки актер преподносит зрителю с таким удовольствием, словно и сам посмеивается над ними вместе со своим героем.
Андрей Хоруженко тоже играет две роли в комедии «О любви». Небольшие, но кажется, что лучше него никто не сыграет. Семен, денщик Смирнова, давно служит у барина и знает его, как облупленного, и прощает ему все его слабости. И любуется им по-отечески, когда тот куролесит и устанавливает свои у порядки в доме у барыньки Поповой. А еще Андрей выводит на сцену коня, и тот его слушается, и кланяется с радостью под зрительские аплодисменты. В «Предложении» Андрей играет слугу Чубукова, и тоже по-отечески переживает за невесту на выданье. Играет на волынке, а сам беспокойно посматривает на влюбленных: как там у вас, все ли ладно? Когда свадебка?
Спектакль театра «Секрет» (режиссер Татьяна Тимонина) неспроста называется «О любви». Все в нем искрится добрым чеховским юмором, а смех – это жизнь, а значит – любовь.