В начале XVII века, когда торговые пути на Восток стали более безопасными, европейские державы активно добивались у русских царей разрешения на транзитную торговлю с Персией через русские земли. Изначально Москва относилась к таким просьбам с подозрением, опасаясь, что иностранцы получат одностороннюю выгоду. Однако с приходом к власти царя Михаила Федоровича политика смягчилась. Правительство увидело в иностранных миссиях возможность для налаживания собственных, прямых связей с восточными странами, что сулило выгоды и для государственной казны.
ВОСТОК - ДЕЛО ТОНКОЕ
До этого момента дипломатические отношения между Московским государством и Персией были в основном односторонними. Персидские послы с богатыми дарами регулярно навещали Москву, но ответные визиты русских посольств были редкостью. Ситуация изменилась, когда Османская империя начала экспансию в Закавказье, угрожая интересам как Персии, так и России. Эта общая угроза стала катализатором для установления регулярного дипломатического диалога и обмена посольствами.
Для Персии поддержка России стала стратегически важной. Веками торговля с Европой шла через Аравию и Средиземное море, но затяжные войны с турками-османами в XVI веке перекрыли эти маршруты. Шахскому правительству пришлось искать альтернативы, и самым перспективным оказался путь через Каспийское море, вверх по Волге через русские земли и далее в Европу. Этот маршрут был не только безопаснее, но и открывал новые возможности.
С этого времени поток персидских дипломатов и купцов в Москву усилился. В русской столице возрос спрос на восточные товары: шелковые ткани, сладости, специи. В ответ в Москве даже открылся специальный персидский гостиный двор. Россия же экспортировала на Восток традиционные товары: ценные меха (соболь, белка), моржовый клык, выделанную кожу (юфть), пеньку, лен и зерно. Только за одно десятилетие, с 1620 по 1630 год, по Волге прошло шесть официальных царских караванов, не считая множества частных торговых судов, рисковавших своим имуществом в погоне за прибылью.
МИССИЯ РУССКОГО КУПЦА
Самым известным русским путешественником того времени стал московский купец Федот Афанасьевич Котов. В исторических документах его имя впервые упоминается в 1617 и 1619 годах, когда он, как опытный торговец, высказался в Боярской думе в поддержку допуска иностранных купцов на волжский путь, предрекая от этого «немалую пользу царской казне». Его мнение было учтено.
Весной 1623 года Котов отправился в Персию уже на своем собственном судне. Однако это была не просто торговая поездка. Скорее всего, купец получил секретное задание от Посольского приказа — детально описать путь, города, обычаи народов и состояние торговли. Хотя к тому времени в Москве уже были некоторые сведения о Востоке, практические наблюдения опытного купца были бесценны.
Его путь пролегал по классическому маршруту: из Москвы по рекам Москве, Оке и далее вниз по Волге. В своих записках Котов оставил не только описание заморских стран, но и ценные заметки о волжских городах и жизни на великой русской реке. Достигнув Каспия, он продолжил путь по суше через Кавказ, земли Османской империи («Турскую землю»), Персию и добрался даже до Индии.
Как практичный человек, Котов скрупулезно фиксировал все, что могло быть полезно будущим торговцам: расстояния между городами, характер местности (горы, степи, пустыни), наличие воды и, что особенно важно, уровень безопасности. Он предупреждал, например, о разбойниках-лезгинцах на каспийском побережье, которые грабили купцов и продавали их в рабство, или взимали высокую плату за проход. Также он подробно записывал размеры таможенных пошлин («рахтан») в разных городах, что было критически важно для расчета прибыльности ventures.
Но «Хожение» Котова — это не просто сухой дорожник. Это яркое этнографическое исследование. Купец детально описал мусульманские праздники (Рамазан, Курбан-байрам, Новруз), быт и нравы разных народов: кумыков, кабардинцев, черкесов, ногайцев, татар. Он отдельно отмечал азербайджанцев, считая их выходцами из Тебриза. Его наблюдения за повседневной жизнью персов уникальны: уличные представления, борьба, детские игры, свадебные обряды и даже публичные казни — все это нашло место в его труде. Прожив на Востоке более полутора лет, Котов освоил персидский и турецкий языки, что позволило ему глубоко понять местную культуру и терминологию торговли.
ЗАГАДКА СТАРИННОГО МАНУСКРИПТА
Вернувшись в Москву, Федот Котов сдал свою объемистую рукопись в архив Посольского приказа. Увы, современники не оценили этот труд по достоинству, и уникальный документ пролежал в забвении почти 230 лет. Только в 1852 году его сочинение впервые было опубликовано под названием «Хожение купца Федота Котова в Персию». Однако издатели с сожалением констатировали, что первые четыре страницы рукописи, должно быть, утеряны, и публикация начинается лишь с описания Астрахани.
Загадка приобрела детективный оборот в 1910 году, когда историк Мемнон Петровский заявил, что после кропотливых поисков обнаружил те самые недостающие страницы. Они были опубликованы, но вскоре с ними пожелали ознакомиться другие ученые. К всеобщему удивлению, найти эти страницы в архиве по указанному Петровским адресу не удалось. А спросить самого исследователя было уже невозможно — он скончался в 1912 году.
С тех пор эти четыре страницы больше никто не видел, и они считаются утраченными во второй раз. Эта история породила смелую гипотезу: некоторые исследователи в XX веке высказывали предположение, что Петровский не нашел, а искусно сфабриковал текст, стилизовав его под XVII век. Ни доказательств подделки, ни опровержений этой версии до сих пор не найдено. Тайна пропавших и вновь обретенных страниц из рукописи русского купца-первопроходца продолжает будоражить умы историков, оставляя простор для научных дискуссий и загадок прошлого.
Валерий ЕРОФЕЕВ
Тайны ХХ века №19 (май 2013)