Сватовство и подготовка к браку
В конце XIX века, как сообщает книга «Хороший тон» (СПб., 1892), еврейские браки часто заключались не по любви, а по договоренности. Роль посредника выполнял сват, который вел переговоры с родителями невесты, обсуждая условия брака и размер приданого. Несмотря на то что молодые люди порой впервые видели друг друга лишь в день обручения, такие союзы редко оказывались несчастливыми, что говорит о прочности семейных устоев и традиций.
Церемония в день свадьбы
Свадебный день был наполнен строгими ритуалами. Церемония делилась на две части: первая проходила в доме невесты, вторая — в синагоге. Интересно, что жених и невеста должны были поститься до завершения всех обрядов. Свадьбы традиционно назначались на послеобеденное время, между одним и двумя часами дня.
Гости собирались раздельно: женщины направлялись к невесте, а мужчины — к жениху. Раввин в сопровождении старших родственников и отцов молодых сначала посещал невесту. Он задавал ей формальные вопросы о согласии принять жениха в мужья и, получив утвердительный ответ, покрывал ее голову вуалью и произносил благословение, схожее с христианским обрядом. Затем процессия отправлялась к жениху, где после молитвы о прощении грехов и благословении новой жизни, он следовал за невестой в синагогу.
Обряд под балдахином (Хупой)
В синагоге, под специальным балдахином (Хупой), который символизирует будущий домашний очаг, жених и невеста занимали центральное место. Балдахин поддерживали четверо молодых людей, в руках у которых также были зажженные свечи. После пения хорала на иврите раввин подносил молодым общий кубок с освященным вином, который они должны были выпить вместе, что символизировало единение.
Затем следовала торжественная речь и ключевой момент — обмен кольцами. По еврейскому обычаю, достаточно было одного кольца, которое жених надевал на палец невесты, произнося клятву верности: «Я обещаю свято хранить тебя по законам Моисея и Израиля». После чтения свадебного договора (Ктубы) раввин вновь благословлял пару и подносил вино. Выпив его, жених разбивал бокал, топча осколки — этот древний обычай напоминает о хрупкости человеческого счастья и памяти о разрушении Иерусалимского Храма.
Завершение праздника
Обряд завершался поздравлениями гостей прямо в синагоге. Затем все участники торжества, возглавляемые новобрачными, отправлялись в каретах в дом, где их ждал праздничный и веселый свадебный обед, знаменующий начало совместной жизни.