
Канун праздника: Голодная кутья и прощание с дидухом
Подготовка к великому празднику начиналась накануне, в день, который в народе называли «Голодной кутьей» или вторым Святым вечером. В этот день соблюдался строгий пост до появления на небе первой вечерней звезды. Вечерняя трапеза была постной и напоминала рождественскую: на столе появлялись жареная рыба, вареники с капустой, гречневые блины, приготовленные на растительном масле, а также традиционная кутья и узвар — компот из сухофруктов.
Остатки кутьи после ужина не выбрасывали, а отдавали домашней птице, веря, что это поможет ей хорошо нестись и плодиться. С наступлением темноты совершался важный обряд прощания с символом ушедшего года — дидухом (снопом соломы). Его торжественно выносили из дома и сжигали в саду, а дети, участвуя в действе, пели специальные обрядовые песенки, «прогоняя кутью» и зиму.
Крещенское утро: святая вода и здоровье
Хозяйки вставали еще до рассвета, чтобы успеть набрать воды из колодца. Считалось, что «непочатая» вода, взятая до восхода солнца в канун Крещения, обладает особой, целебной силой. Ею умывалась вся семья, чтобы сохранить здоровье и красоту на весь предстоящий год.
Главный день: Водохреща и освящение
Сам праздник Крещения Господня в народной традиции часто называют Водохрещей или Йорданом — в память о реке Иордан, где был крещен Иисус Христос. Центральным событием дня было и остается великое освящение воды возле церкви. Освященную воду бережно несли домой, где ею окропляли все жилые и хозяйственные постройки, каждую комнату в доме. Также святили домашний скот — коров, волов, овец, лошадей. Интересно, что по традиции не окропляли только свиней и кур.
Широко известен и обычай крещенского купания в прорубях и естественных водоемах. Согласно народному поверью, омовение в ледяной воде в этот день дарует смельчаку крепкое здоровье на весь год, очищает от грехов и болезней.
Крещенская трапеза и обряды
За праздничным обедом в этот день главную роль играла дочь семьи — она подавала блюда на стол. Глава семьи же, выполнив обряд окропления дома и скота, брал мел и рисовал освященные кресты на иконах, дверных косяках и матице (сволоке) — главной балке дома. Это служило защитой жилища на весь год. Перед началом трапезы все обязательно отпивали по глотку святой крещенской воды.
День Иоанна Крестителя и завершение цикла
На следующий день после Крещения, в день Иоанна Крестителя, хозяин дома завершал рождественско-крещенский цикл обрядов. Он брал каравай хлеба с солью, который с Рождества лежал на покути (в красном углу), и относил его в хлев. Там хлеб разламывался на куски и раздавался животным вместе с сеном. Этот последний «рождественский дар» должен был обеспечить плодовитость и благополучие скота.
Гадания, песни и запреты
Для девушек Крещение было последним днем святочных гаданий на суженого. Одно из простых гаданий заключалось в том, чтобы после ужина выйти с ложкой на порог и постучать ею. С какой стороны раздастся лай собак, оттуда и ждать будущего жениха. Этой поэтической традиции посвящено известное стихотворение Василия Жуковского «Светлана» («Раз в крещенский вечерок…»).
В некоторых регионах сохранялся обычай ходить колядовать и в Крещение. Гости, исполнив для хозяина величальные песни с пожеланиями добра, получали за это денежное вознаграждение.
С праздником Крещения был связан и важный запрет: целую неделю после него строго-настрого запрещалось стирать белье. Согласно народной легенде, Бог, освящая воду, загнал в нее всю нечистую силу. Если женщина начнет полоскать белье, нечисть ухватится за него и выберется на свободу. Исключение делалось лишь для стирки пеленок и постельного белья тяжелобольных, но этот процесс обязательно сопровождали специальными защитными молитвами.
Начало нового сезона
После Крещения заканчивались Святки, и в жизни общества начинался новый этап. Открывался свадебный сезон, молодежь вновь собиралась на вечорницы (посиделки), а семьи активно ходили друг к другу в гости, возобновляя обычное течение социальной жизни после праздничного периода.