Традиционный праздничный календарь и народные гуляния Архангельского Севера

Годовой праздничный цикл Русского Севера

На Архангельском Севере сложился уникальный праздничный календарь, в основе которого лежало сочетание природно-аграрных циклов и православного церковного года. Традиционный год делился на несколько основных периодов: зимний (святочный и масленичный), весенний (Великий пост и Пасха), летний (троицко-купальский период с Ивановым, Петровым и Ильиным днями) и осенний (с праздниками Рождества Богородицы и Покрова). Примечательно, что весенние и осенние праздничные комплексы в этом регионе были менее развиты, чем в центральных областях России.

Почитание святых в народной традиции

Православные праздники и дни памяти святых глубоко укоренились в сознании северных крестьян, соединившись с их повседневным трудом и бытом. Особенно почитались Николай Чудотворец и Параскева Пятница — в их честь возводилось в 2-3 раза больше храмов и часовен, чем в честь других святых. Культ святителя Николая был неотъемлемой частью морской культуры поморов. Также высоким почитанием пользовались Георгий Победоносец, Флор и Лавр, Илья Пророк и Иоанн Креститель, а среди праздников выделялись Егорьев и Петров дни.

Важной особенностью было почитание местных святых — уроженцев Архангельского края. В разных уездах отмечались дни памяти преподобного Варлаамия, Антония Сийского, Артемия Веркольского и его сестры Параскевы Пиринемской, Никодима Кожеозерского, Макария Красногорского, Иоанна Кронштадтского и других подвижников.

Влияние хозяйственного уклада на праздничную культуру

Формирование народного календаря в этом регионе во многом определялось спецификой местного хозяйства. Архангельский край — зона рискованного земледелия, где основу экономики всегда составляли лесные и другие промыслы. К началу XX века до 75% дохода крестьянских хозяйств поступало от отхожих заработков и промысловой деятельности.

Как отмечал архангельский краевед А.А. Евдокимов, севернорусское крестьянское хозяйство было тесно связано с различными промыслами: «Если хлеб побьют заморозки, придется приналечь на белку, если белка не пришла, наняться на рубку леса или на сплав, если таковых работ поблизости не оказалось — надо отправляться в дальний отход».

Значительную роль играло и скотоводство, особенно в Мезенском, Пинежском и Холмогорском уездах. Все эти хозяйственные особенности наложили отпечаток на праздничную культуру региона.

Съезжие праздники — центр общественной жизни

Особенностью Архангельского Севера стали так называемые съезжие (или «съежжые», «пивные») праздники, сопровождавшиеся многодневными общественно-семейными церемониями гостевания. Эти праздники могли приходиться как на престольные дни, так и на обетные праздники (кануны), которые устанавливались самими крестьянами — чаще всего в память об избавлении от эпизоотий (массового падежа скота).

Съезжий праздник считался главным событием в жизни местности. В эти дни устраивались масштабные многодневные гуляния, имевшие разные названия в различных районах: мезенские «петровщины», пинежские и холмогорские «метъщи», поморские «круги». Эти праздники выполняли важную социальную функцию, объединяя жителей разных деревень и создавая пространство для общения, заключения сделок и укрепления родственных связей.