Традиции Рождества и Святок на Архангельском Севере: колядование, ряжение и народные гуляния

В календаре православных праздников жителей Архангельского края особое место занимали зимние торжества — Рождество Христово и последующие за ним Святки. Этот период, совпадающий с зимним солнцеворотом, был наполнен яркими и разнообразными обрядами, в которых участвовала вся сельская община — от мала до велика. От Рождества (7 января) до Крещения (19 января) жизнь в деревнях преображалась: повсеместно проходили обходы дворов с поздравлениями, устраивались посиделки с играми и песнями, а также практиковались гадания и ряжение, создававшие уникальную атмосферу святочного веселья.

Колядование и славление Христа

Как и в других регионах России, важнейшей чертой Святок в Архангельском крае были традиции колядования и славления. Группы молодежи, а иногда и детей, несколько дней подряд ходили от дома к дому, исполняя под окнами рождественские песнопения. В их репертуар входили церковные гимны (тропарь и кондак праздника), духовные стихи, а также народные колядки — величальные песни в честь хозяев и их семей. Хотя обычай был распространен повсеместно, в разных местностях он имел свои особенности, касающиеся состава участников и времени проведения.

Существовало четкое разделение: утром было принято славить Христа, а вечером — колядовать. Первыми в путь отправлялись нищие, затем — дети, а ближе к вечеру — молодежь. Интересно, что в некоторых деревнях Холмогор, Мезени и Лешуконья дети в славлении не участвовали, а к участию взрослых в колядовании иногда относились с неодобрением. Участников процессий называли по-разному: колядовщиками, христославцами или славельщиками. Часто они носили с собой большую самодельную звезду — символ Вифлеемской звезды.

Песни и обряды в разных уездах

Священник А. Боголепов оставил воспоминания о том, как проходило славление в Койнасской волости. После утренней службы дети небольшими группами обходили дома, исполняя песенки вроде: «Снеги на землю падут, да перегадывают. Пришло Рождество к господину под окно...». Затем они пели праздничные тропарь и кондак. После полудня приходили женихи со звездой, громко начиная пение «Христос рождается», а следом за ними — невесты с песней «Христос на земли».

В Пинежском уезде дети исполняли особые рождественские песенки, например, «Маленький юльчик», которые по своей игровой функции напоминали потешки. Вот один из таких текстов:

Я, маленький юльчик, сел на стульчик,
В трубочку играю,
Христа поздравляю.
Хозяин с хозяюшкой,
Поздравляю вас с праздником,
С Христовым рождеством!
Подайте пятак,
Отцу на табак!

В Мезенском и Пинежском уездах также были популярны старинные величальные песни — «виноградья», названные так из-за характерного припева «виноградье красно-зеленое мое». За свои песни и поздравления колядовщики получали угощение: выпечку, особые рождественские пряники — козули, или деньги. Если же хозяева оказывались скупыми, им могли спеть обидную дразнилку, как, например, эту:

Коляда-моляда, обложу ворота,
До заднего двора, не подать пирога,
Тешен-потешен, хозяин повешен,
За задний жолоб, за кобылий волос,
Волос-от сорвался, хозяин-от убился,
Об тын головой, об угол килой.

Ряжение и святочные игры

Неотъемлемой частью Святок было ряжение. Участников, наряжавшихся в различные костюмы, в разных частях Архангельского Севера называли по-своему: окрутники, снарядихи, наряжонки, кудесам, шуликуны. Они делились на «страшных» (или «грязных») и «баских» (чистых), и каждый тип появлялся в определенные дни праздника. Хотя к началу XX века граница между этими группами во многих местах стерлась, традиционные персонажи оставались узнаваемыми: зооморфные (журавль, петух, козел, медведь) и антропоморфные (черт, покойник, цыгане, жених с невестой, старик со старухой).

Ряженые становились актерами импровизированных народных театров. Особой популярностью пользовались игры, изображавшие похороны или свадьбу. Для инсценировки свадьбы молодежь часто «переряживалась» — девушки надевали мужскую одежду, а парни — женскую. Одна из участниц таких игр вспоминала: «Наряжались как на свадьбу женихом и невестой... Дедушка скажет: “Пришли гости-то свадьбу играют, ставь самовар”. Потом все и раскроются, песню поют».

Выступления ряженых отличались высокой эмоциональностью и динамикой. Они включали в себя прыжки, скакание, шуточные драки, а иногда и игры с эротическим подтекстом. Действо сопровождалось громким смехом, криками, притворным плачем, а порой и нагнетанием чувства страха или ужаса, что добавляло святочным гуляниям остроты и непредсказуемости. Таким образом, Святки на Архангельском Севере были временем, когда через обряды, песни и игры ярко проявлялась народная культура, объединявшая всех жителей в общем празднике.