Травля в школе: когда учитель становится обидчиком


История из десятого класса наглядно показывает, как учебный процесс может превратиться в кошмар из-за действий педагога. Ученик, не отличавшийся особыми успехами в математике, стал жертвой корыстного учителя. Тот, пользуясь своим положением, организовал платные дополнительные занятия по выходным, вымогая деньги. Ситуация усугубилась с введением новой системы оценивания, когда выяснилось, что в журнале «пропали» именно оценки этого ученика. Учитель воспользовался этим, чтобы навязать новые платные «пересдачи», количество которых росло в геометрической прогрессии, что в итоге привело к нервному срыву у школьника. Лишь вмешательство родителей помогло выяснить, что оценка была выставлена задолго до этого. Эта неприятная история, к сожалению, далеко не самая страшная из тех, что происходят в школьных стенах.

Масштаб проблемы и её корни


Статистика шокирует: ежегодно тысячи школьников предпринимают попытки суицида из-за травли со стороны учителей, и сотни из этих попыток оказываются трагически успешными. Часто дети пытаются рассказать о своих проблемах, но взрослые, поглощённые собственными заботами, не всегда воспринимают эти жалобы всерьёз, пока не становится слишком поздно.

Одной из глубинных причин этой проблемы является катастрофически низкий уровень учительских зарплат, который вынуждает талантливых педагогов уходить из профессии. Их места нередко занимают люди, полные нереализованных амбиций и раздражения, которое они вымещают на беззащитных учениках. Уже с первых школьных дней ребёнок может столкнуться с криками, оскорблениями, угрозами и даже физическим насилием.

Подобные инциденты происходят гораздо чаще, чем принято думать. Дети часто замалчивают происходящее из-за страха или чувства беспомощности, а родители узнают правду лишь когда конфликт достигает критической точки. Крайне важно не доводить до этого и регулярно интересоваться у ребёнка, комфортно ли ему в школе, выслушивая его ответы без предубеждения.

Как распознать тревожные сигналы


В отличие от наглого вымогателя из личной истории автора, многие учителя-тираны действуют скрытно, что делает доказательство фактов издевательств крайне сложной задачей. Первым и главным тревожным звоночком является нежелание ребёнка говорить о школе вообще. Это защитный механизм психики, ведь даже воспоминания о травмирующих ситуациях причиняют боль.

К другим признакам относятся: отказ идти в школу, симуляция болезней, резкое падение успеваемости, потеря интереса к учёбе. При попытке заняться уроками у ребёнка могут проявляться признаки страха, паники или подавленности. Обнаружив такие симптомы, необходимо создать безопасную обстановку для откровенного разговора. Важно дать ребёнку твёрдое обещание, что вы будете на его стороне и не станете его ругать или предавать его доверие.

Обратите внимание: Формирование личности ребёнка.

Методы унижения, которые используют некоторые педагоги, поражают своим разнообразием и жестокостью. Это не только прямые оскорбления («дурак», «идиот»), но и публичное высмеивание перед классом, наказание стоянием весь урок, занижение оценок, саркастические комментарии. Важно помнить: учитель не имеет права применять физическое насилие — бить ребёнка, использовать указку для ударов, окунать голову в воду и совершать другие унижающие достоинство действия. К сожалению, это не сценарий фильма, а суровая реальность некоторых учебных заведений.

Алгоритм действий для родителей


В этой ситуации важно найти баланс между попустительством и излишней агрессией. Платить деньги за унижение или закрывать глаза на происходящее — неприемлемо. Но и сразу бежать с заявлением в полицию часто бывает неэффективно из-за сложности сбора доказательств.

1. Личная беседа с учителем. Первый шаг — спокойный, но твёрдый разговор с педагогом. Избегайте криков и обвинений, постарайтесь выслушать его позицию, но чётко изложите факты и свои требования.

2. Обращение к директору. Если разговор не дал результатов, следующим шагом является письменное заявление на имя директора школы. Обязательно подготовьте два экземпляра: один остаётся у директора, на втором он должен поставить отметку о принятии с датой и подписью. По закону, в течение месяца вам обязаны дать официальный письменный ответ.

3. Жалоба в вышестоящие инстанции. Если директор бездействует или ситуация не меняется, следующим этапом будет обращение в районный или городской отдел образования (УНО, РОНО, Департамент образования). Перед этим крайне важно объективно оценить ситуацию и убедиться, что жалобы ребёнка основаны на реальных событиях, а не являются плодом его фантазии или конфликта с педагогом на иной почве.

Фото: Гетти Изображения

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Порой главной проблемой у ребенка в школе становятся совсем не плохие отметки и взаимоотношения с одноклассниками, а издевательства учителя.