Три духовных архетипа: между блудным сыном, старшим братом и Единородным Сыном

Библейские тексты предлагают нам три ключевых образа сыновей, которые можно рассматривать как духовные архетипы. В притче о блудном сыне мы видим двух братьев: младшего, расточительного, но раскаивающегося, и старшего, внешне праведного, но исполненного скрытого недовольства и самоправедности (Евангелие от Луки, 15:11-32).

Третий, совершенный образ

Помимо них, в Писании присутствует образ Единородного Сына — Христа. Это тоже Праведник, но Его праведность наполнена радостью и любовью. Как сказано в Псалме: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:8). Наша духовная жизнь часто представляет собой движение между этими тремя состояниями.

Цикл между младшим и старшим сыном

Наиболее понятен и знаком многим путь от «блудного младшего» к «устойчивому старшему». После жизненного провала, в состоянии сокрушения, человек легко приходит к Богу, ища прощения и милости. Это чудесный путь из глубины отчаяния к трону благодати.

Затем наступает период, когда всё идёт хорошо. Человек, подобно Иову, старается жить правильно, и у него это получается. Здесь таится опасность: успех рождает мысль: «Смотри, на что я способен!» После особенно трудного духовного подвига возникает чувство заслуженного удовлетворения и желание «отдохнуть на лаврах».

Именно в этот момент душевной расслабленности подстерегает искушение. Чувство самодостаточности и превосходства может зацементироваться, приводя к фарисейской молитве: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11). Это состояние сердца старшего брата, который не радуется возвращению заблудшего. «Падению предшествует надменность» (Притчи 16:18), и за взлётом самоправедности неизбежно следует болезненное падение. Если сердце не очерствело окончательно, это падение вновь приводит к покаянию и возвращению к Богу как «блудный сын», и цикл повторяется.

Обратите внимание: Будет ли примерение между нами.

Незаметный переход к самоправедности

Гораздо тоньше и опаснее переходы между «старшим братом» и «Единородным Сыном». Оба внешне праведны, но мотивы их сердец противоположны. Единородный Сын ЛЮБИТ правду, находит в ней радость и удовольствие для Отца. Старший брат лишь СОГЛАШАЕТСЯ с правдой, делает правильные дела, но его сердце холодно. Его радость — не оттого, что Отец доволен, а от собственных достижений, чтобы в итоге сказать: «Видал? А я ведь лучше!». Внутри же его гложет неудовлетворённость и тайное желание получить свою долю для мирских утех (см. Лк. 15:29).

Этот сдвиг от сыновней любви к формальному послушанию происходит незаметно, внутри. Когда ослабевает восторг от общения с Богом, но привычка к «правильным» делам остаётся. Человек перестаёт любить то, что делает. А ведь мы созданы для жизни в состоянии поклонения и восторга, по образу Того, у Кого «полнота радостей пред лицом Твоим» (Пс. 15:11). Когда эти чувства гаснут, начинается сползание: сначала в позицию старшего брата, а затем — к полному падению, как у младшего.

Единственный путь устоять

Быть «старшим братом», конечно, лучше, чем «блудным сыном», но это неустойчивое состояние. Сердце неизбежно ожесточится. Единственный путь пребывать в подлинной радости — это ежедневно и страстно молиться о жизни по первой и greatest заповеди: «любить Господа всем сердцем, и всем умом, и всею душею, и всею крепостью» (Мк. 12:33). Сами мы неспособны на такую любовь, но Бог производит в нас «и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Он даёт и желание, и силу. В конце концов, мы преобразимся в «мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13), и колебания между сыновними состояниями прекратятся. «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь» (Еф. 3:20-21).

Статья на сайте: http://odno.info/?p=1367

Подписаться на рассылку: http://odno.info/

Еще по теме здесь: Отношения.

Источник: Между братьями.