Клиент под лупой. Невежливый и вздорный покупатель в состоянии испортить настроение не только другим покупателям, но и заставить работников прилавка возненавидеть свою профессию. Все могло бы обойтись без трений, если бы все мы были более предупредительны друг к другу.
И в магазине нелишне продемонстрировать свои хорошие манеры, а не прятать их на дно хозяйственной сумки. Следует заранее, а не у прилавка решить, что тебе надо купить, ведь иначе вы отнимете время у других покупателей. Если вы не надеетесь на свою память, запишите, что вам нужно купить.
Несправедливо требовать, чтобы был вежлив только продавец. Мрачный вид и резкий тон покупателя не радуют продавца и отбивают у него охоту работать. Как приятно было бы вашему визави за прилавком услышать от вас «Добрый день!» прежде, чем он сам поздоровается с вами и спросит, что вы желаете. Мужчине следует при этом приподнять шляпу даже в том случае, когда перед ним продавец, а не хорошенькая продавщица. К продавцам обращаются просто на «вы»; обращаясь к молодым продавщицам, можно сказать «девушка».
Посещая магазин, не обязательно делать покупки. И все же часами перерывать и примерять вещи, чтобы в конце концов заявить продавцу, что вы зашли только посмотреть, неприлично. Все должно иметь свои границы. Отказавшись от покупки, следует вежливо поблагодарить за предложенный товар («Я еще не решила. Благодарю вас» или «Посмотрю, что есть в других магазинах. Большое спасибо»).
Домохозяйке не надо заходить в магазин за час до его закрытия: это время покупок для тех, кто работает. Нельзя заходить в продовольственный магазин с собаками и снимать пальцами пробу с продуктов. И то и другое противоречит установленным правилам.
Правила хорошего тона для продавцов. Хорошего продавца видно уже по тому, как он одет. Немало примеров, когда даже в овощных лавках можно видеть продавцов с чистыми руками и в чистых халатах. Премия, которую продавец получает с оборота, не должна вызывать у него стремление сбыть клиенту любой товар. Покупателя, которого — пусть даже ненамеренно — обманули, можно считать для магазина потерянным.
Тот, кто требует вежливости от покупателей, должен быть вежлив сам, но это не означает, что продавец должен лебезить перед покупателями. Читать мораль ворчащим по пустякам покупателям или разговаривать с ними высокомерно — это к добру, как правило, не приводит. Покупателя, который остался недоволен работой продавца, следует направить к заведующему секцией, магазином или предложить ему жалобную книгу.
Личные разговоры между продавцами не должны мешать работе: поболтать можно за завтраком, во время обеда или после окончания рабочего дня. На заводе токарь или квалифицированная работница не имеют времени на болтовню с соседом. И если уж ты начал разговаривать со своим товарищем по работе, то должен прекратить разговор, когда появился покупатель, чтобы не заставлять его ждать. Женщину, купившую иголки, нужно обслуживать так же вежливо, как и мужчину, который приобрел телевизор.