Евангельская весть о спасении через покаяние и веру во Христа несет в себе и обещание вечной жизни, и суровое предупреждение для тех, кто ее отвергает. Именно это предупреждение часто становится камнем преткновения в диалоге Церкви с миром. Многим неприятно слышать, что они грешны, что им угрожает нечто ужасное, и что для обретения надежды необходимо кардинально изменить свои взгляды и поступки. Подобные утверждения нередко воспринимаются не как акт милосердия, а как проявление если не злобы, то по крайней мере жесткости: «Неужели Бог христиан отправит в ад тех, кто не играет по их правилам? Разве трудно пообещать спасение всем, особенно если Бог есть любовь?»
Давайте попробуем разобраться в этом вопросе глубже. Само понятие «спасение» люди используют в разных контекстах, и его смысл напрямую зависит от того, насколько оно реально.
Три взгляда на спасение
Существует три основные позиции по этому вопросу. Первая — традиционно религиозная. Она исходит из того, что человек создан для вечной и блаженной жизни. Вопрос о том, как достичь этой жизни, становится важнейшим, поскольку вечное спасение — это величайшее благо, несопоставимое ни с чем земным, а вечная гибель — величайшая трагедия.
Вторая позиция — атеистическая. Согласно ей, личное существование человека, со всеми его радостями и страданиями, полностью и необратимо прекращается в момент смерти. Нет ни посмертного блаженства, ни мук — есть лишь небытие. Поэтому обещание вечных благ, существующих лишь в воображении, считается аморальным и бессмысленным.
Третья точка зрения — постмодернистская, или пост-атеистическая. Ее сторонники признают: да, никакого вечного спасения не существует, после смерти сознание угасает навсегда. Однако они не спорят с атеистами по сути, а задаются другим вопросом: а что в этом плохого? Почему обещание вечных благ аморально? Аморальным обещание становится, только если его нарушают, оставляя человека обманутым. Но если после смерти субъекта не существует, то и нарушить обещание, данное ему, невозможно. Если вы утешили умирающего рассказом о вилле в Ницце, и он умер с улыбкой, то вы не причинили ему вреда — его больше нет, чтобы предъявить претензии. Напротив, вы оказали психологическую поддержку.
С этой точки зрения, если вера в посмертные блаженства помогает людям справляться с тяготами жизни, зачем лишать их этого многовекового психологического механизма? Пусть утешаются в кругу единоверцев.
Ключевое различие: реальность или утешение?
Внешне традиционная и постмодернистская позиции могут казаться очень похожими, и вторая может влиять на первую. Но их выдает отношение к обещаниям. Постмодернистский подход легко раздает утешительные обещания: «Обещайте что угодно — ведь покойник не придет с упреками, что вы сбили его с пути. Никакого спасения или погибели на самом деле нет. Так почему бы не погладить человека по шерстке, если это ничем не грозит?»
В таком контексте отказ раздавать легкие обещания воспринимается с обидой: «Неужели трудно пообещать человеку виллу в Ницце? Метафизически это ничего не меняет, а психологически — утешение».
Но для традиционной религиозной позиции необоснованные обещания — это страшный обман. Потому что человек умрет и окажется по ту сторону реальности, где жестоко обнаружит, что его ввели в заблуждение. Поэтому любой разговор о спасении должен начинаться с вопроса о его реальности.
Обратите внимание: Где найти время на себя?.
Существует ли жизнь после смерти на самом деле? Небесный Рай — это реальное место назначения, куда можно прийти или не прийти, или всего лишь утешительная сказка?Реальность Рая и неизбежность выбора
Если Рай реален, то разговор о пути к нему становится самым важным и практическим разговором на свете. Нет ничего ужаснее, чем заблуждаться в вопросе вечного спасения или обманывать других. А если допустить реальность жизни после смерти, то придется признать и реальность ада. Это логически неизбежно.
Рассмотрим пример: существуют жестокие преступники, которые похищают, истязают и убивают невинных людей ради удовольствия. Допустим, их изолируют от общества до конца жизни. Должна ли бесконечная милость Божья впустить их в Рай, где они будут вести себя согласно своим извращенным желаниям? Тогда это перестанет быть Раем. Должна ли милость Божья оставить их за дверью? Но тогда вы уже соглашаетесь, что для сохранения Рая раем кого-то придется исключить — и это вопрос не недостатка милости, а несовместимости понятий. Невозможно одновременно иметь Рай и нераскаянных злодеев в одном месте.
Конечно, это крайний пример. Но он иллюстрирует простую истину: Рай, открытый для всех без требований покаяния, мгновенно превратится в ад. Можно спорить о том, кто именно будет «изгнан вон во тьму внешнюю», как говорит Христос, но утверждать, что таких не будет вовсе — нечестно. Если же никого не изгонять, то плач и скрежет зубов будут царить внутри.
Таким образом, последний Суд и окончательное разделение неизбежны. Как сказано в Откровении, в Небесный Иерусалим «не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).
Если задаться вопросом, сколько зла и греха может быть допущено в Рай, чтобы он остался Раем, ответ и с точки зрения разума, и с точки зрения Писания очевиден — никакое. Тогда как же нам туда попасть?
Путь в Рай: милость и покаяние
Грешник по своей природе несовместим с Раем. Просто «впустить» его — значит разрушить саму суть этого места. Разговоры о том, что бесконечная милость Божья никого не оставит за дверью, звучат приятно, но если подумать, это означало бы не отсутствие ада, а то, что ничего, кроме ада, не существует вовсе.
Любовь и милость Божья проявляются, в том числе, в том, что они охраняют Небесный Иерусалим, не пуская в него зло. Когда мы ясно осознаем этот факт — который и Евангелие настойчиво утверждает, и который очевиден для разума — мы будем готовы говорить о настоящем спасении грешников. В этом и проявляется истинная милость Божья.
Бесконечная милость настолько велика, что Бог становится человеком в лице Иисуса Христа, умирает за грехи беззаконных, чтобы даровать им прощение. Он прощает всякого, кто раскаивается, и благодатью Святого Духа преображает тех, кто доверился Ему, искупая, очищая и вводя грешников в Рай.
Но для этого требуется ответный шаг: человек должен раскаяться, обратиться к Богу и принять это прощение и новую жизнь. Он должен на это согласиться.
А для этого христиане не должны скрывать истину: чтобы попасть в Рай, необходимо обратиться к Богу в покаянии и вере, возложить надежду на Иисуса Христа и проявить искреннее желание изменить свою жизнь с Божьей помощью.
Поэтому любой любящий и милосердный человек (и, прежде всего, Сам Господь Иисус) призывает грешников к покаянию. Если из страха раздражать кого-то мы скажем, что Бог слишком добр, чтобы кого-либо исключить, мы солжем. И такие люди неизбежно окажутся за дверями.
Грешник может войти в Рай, только приняв прощение и глубоко изменившись. Для этого нужны и милость Божья, и капитуляция грешника перед этой милостью. Упрямый, ожесточенный и нераскаянный грешник в Рай не войдет — иначе это место перестанет быть Раем.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: Реально ли спасти душу в наше время.