
Расположенная на севере Италии, Верона занимает уникальное стратегическое положение на стыке Апеннинского полуострова и остальной Европы. Это пограничное положение на протяжении веков определяло её судьбу, заставляя жителей постоянно укреплять и перестраивать городские стены. Однако мировую славу Верона обрела как «Город влюбленных» — именно здесь Уильям Шекспир поселил своих трагических героев, Ромео и Джульетту, создав одну из самых пронзительных любовных историй.
Крепость на перекрестке
С древнейших времен Верона служила ключевым транспортным узлом. Ещё во времена Римской империей здесь сходились четыре важнейшие дороги: Галлика, Клавдия Августа, Викум Вероненсиум и Постойна. Эта роль важнейшего логистического центра сохранилась за городом и в современную эпоху, о чём свидетельствуют проходящие через него стратегические автомагистрали и железнодорожные линии.
Происхождение самого города окутано тайной и является предметом научных дискуссий. Согласно одной из гипотез, первыми поселенцами были эвганеи — древний народ, обитавший между Адриатическим морем и Альпами. Около 550 года до н.э. их сменили цизальпинские галлы. Другая теория приписывает основание города аруснатам, возможно, происходившим от этрусков. Даже название «Верона» вызывает споры; одна из версий трактует его как этрусское словосочетание, означающее «город венетов на реке».
Жители Вероны, известные как веронези или скальери, из-за своего пограничного положения постоянно балансировали между угрозами с севера, откуда приходили варварские племена, и растущим влиянием Рима на юге. В итоге они выбрали союз с Римской империей и уже в I веке до н.э. сражались плечом к плечу с римскими легионами против тевтонов и кимвров.
Получение статуса римского города в 59 году до н.э. стало мощным импульсом для развития Вероны. Через реку были перекинуты каменные мосты, один из которых, мост Потумиус, также служил акведуком и дамбой, снабжая водой театральные представления. Город украсила собственная Арена — грандиозный амфитеатр, построенный около 30 года н.э. и сохранившийся до наших дней. Он является третьим по величине в мире после римского Колизея и амфитеатра в Санта-Мария-Капуа-Ветере. Античные ворота Порта-Борсари и Порта-Леони, также дошедшие до нас, стали настолько знаковыми, что породили поговорку: «Встретимся у врат Вероны».
Римляне, вкладывая средства в развитие города, рассматривали его прежде всего как мощный форпост на границе с землями варваров. Верона оправдала это доверие: в 403 году здесь потерпел поражение вождь готов Аларих, а в 452 году был остановлен и грозный Аттила, предводитель гуннов. Однако после падения Западной Римской империи в 476 году город всё же подпал под власть готов, которых в VI веке сменили византийцы, а затем — германское племя лангобардов.
Наступила эпоха раннего Средневековья, полная феодальных распрей. Веронези вновь взялись за укрепление своих стен, расширив их на восток в период с 1194 по 1224 годы. Этот цикл — разрушение стен захватчиками и их упорное восстановление горожанами — повторялся неоднократно. В редкие мирные периоды Верона расцветала, украшаясь великолепными дворцами и храмами. Процветание могло бы длиться дольше, если бы не опустошительные эпидемии чумы в XVII веке.
В начале XIX века в город вошли австрийские войска, которые также оставили свой след в фортификациях. За полвека своего правления австрийцы построили ряд зданий, ставших сегодня достопримечательностями: арсенал Франца-Иосифа I, железнодорожный вокзал Порта Епископа и монументальное кладбище на Пьяццале дель Симитеро. Большое наводнение 1882 года кардинально изменило облик прибрежных районов: на месте старых водяных мельниц и поселений были возведены защитные дамбы.
Во время Второй мировой войны значение Вероны резко возросло. В период существования марионеточной Республики Сало (1943-1945 гг.), чья столица находилась неподалёку, в Вероне разместилось оккупационное правительство. Это сделало город одной из главных целей для авиационных бомбардировок союзников, которые нанесли ему значительный ущерб.
Современная Верона представляет собой удивительный исторический палимпсест. Её средневековый центр хранит фрагменты построек более поздних эпох, включая здания эпохи Возрождения и XIX века. А такие районы, как Веронетта и Сан-Дзено, почти полностью сохранили свой подлинный средневековый облик, позволяя погрузиться в атмосферу далёкого прошлого.