Весенний цикл обрядности

Как было сказано выше, весенний цикл обрядности в регионе был усеченным по сравнению с таковым в Центральной России, но в календаре севернорусского крестьянина сохранялась память о ритуальном значении дня весеннего равноденствия.

К 22 марта — дню Сорока мучеников — в деревнях Мезенского края пекли особые сочни. Из хорошей ржаной муки парили в печи густую опару, темную и сладкую, хотя в нее сахарный песок не добавляли. Сначала выпекали корочки (корж) из дрожжевого теста без начинки, затем на каждую такую корочку выливали полную ложку опары и складывали корочку пополам. Это лакомство обязательно запивали чаем. Сочни имели такое же значение, как жаворонки из теста, известные в Центральной России, или каргопольские тетерки.

С этим днем связана и народная примета. Считалось, что если в этот день мороз с утра — быть 40 дней подряд утренникам с заморозками, пагубными для урожая, которые могут привести и к «лихолетью» (5-7 лет неурожая).

Во время Великого поста отмечали Средокрестную неделю (четвертую неделю поста), Вербнииу (шестую), на которой особо выделяли Вербное воскресенье, заготавливая к этому дню вички (ветки из вербы). Последняя неделя поста Страстная (Страшна) была наполнена приготовлениями к встрече Пасхи, и все обрядовые действия носили очистительный и предупредительный характер.

Существовало поверье, что если в Чистый (Страшной) четверг до заката «перетрясти богатство» (наряды из сундуков), то весь год богатство не выведешь. В амбарах трясли зерно, чтобы хлеб родился. В этот день «правили» заговоры, т.е. перечитывали их, чтобы они обладали большей силой. С четверга хозяйки начинали красить яйца, делали сыр (сырную пасху), пекли куличи.

В течение Страстной недели, как и по всей России, устраивалось коллективное мытье изб. Избы мыли с дресвой — специально приготовленной водой, в которой заваривали можжевельник. На Архангельском Севере можжевельнику придавалось особое магическое значение: он, по поверью, спасал от болезней и сглаза.