Виды и свойства пигментов для отделочных работ: от мела до металлических порошков

Мел — это природный материал, который может иметь белый цвет с желтоватым или сероватым оттенком. Он классифицируется на комовый и молотый, каждый из которых делится на три сорта. Мел служит основой для создания высококачественных замазок и шпаклевок, при этом для этих целей требуется мел тонкого помола.

Приготовление тонкого мела

Если под рукой есть только крупный помол, можно самостоятельно получить тонкий отмученный мел. Для этого одну часть мела заливают тремя частями воды, тщательно перемешивают и процеживают через частое сито. Полученную смесь сливают в отдельную емкость и дают отстояться. После осаждения мела воду аккуратно сливают, снимают верхний слой осадка (примерно половину), просушивают, измельчают и просеивают через мелкое сито.

Применение мела в отделке

Для приготовления замазок и масляных шпаклевок используется исключительно сухой мел, просеянный через самое частое сито. Чтобы придать составу нужный цвет, в мел можно добавлять различные порошкообразные пигменты. Важное исключение — свинцовый сурик, который может вызвать отравление.

Меловые или клеевые составы для побелки перед использованием процеживают через один слой марли. Это необходимо для удаления крупных частиц, хотя такой процесс несколько увеличивает расход материала.

Белила и их свойства

Белила — это тонкие белые порошки, получаемые путем помола прокаленного металлического цинка, углекислого свинца, титановых руд или литопона. Они применяются для изготовления масляных красок и шпаклевок. Укрывистость (расход на квадратный метр) у разных видов белил различается: титановые — 50-75 г/м², цинковые — 100–110 г/м², литопоновые — 120 г/м², свинцовые — 200-300 г/м².

Цветные пигменты и их влияние

Желтые пигменты

Желтый цвет ассоциируется с солнечным светом, он активный, оживляющий и бодрящий. Кратковременное воздействие желтого может повысить работоспособность. К этой группе относятся охра и кроны.

  • Охра: желтая краска с различными оттенками, устойчива к внешним воздействиям. При прокаливании становится красно-коричневой (жженая охра). Укрывистость: 65-90 г/м².
  • Кроны: краски от лимонного до оранжевого цвета, бывают свинцовые и цинковые. Укрывистость: 110-190 г/м².

Синие пигменты

Синий цвет — холодный, спокойный и пассивный. Его длительное воздействие может снижать активность. К синим пигментам относятся ультрамарин и лазурь.

  • Ультрамарин (синька): имеет зеленоватый или синий оттенок, часто используется в меловых и известковых составах. Укрывистость: около 50 г/м².
  • Лазурь: нещелочестойкая краска, применяется только в масляных и эмалевых составах. Может темнеть на солнце. Иногда ее добавляют к саже для усиления цвета. Укрывистость: 10–60 г/м².

Красные пигменты

Красный цвет оказывает возбуждающее действие, может влиять на дыхание и пульс. Кратковременное воздействие повышает работоспособность, но длительное — вызывает усталость. Группа включает сурик железный, сурик свинцовый, мумию и киноварь.

  • Сурик железный: кирпично-красного цвета. Укрывистость: около 20 г/м².
  • Сурик свинцовый: красно-оранжевый, ядовит, не используется для внутренних работ. Укрывистость: около 100 г/м².
  • Мумия: от светло- до темно-красного цвета, бывает природная и искусственная. Со временем темнеет. Укрывистость: 30–60 г/м².
  • Киноварь: различные оттенки красного, устойчива к кислотам и щелочам, но может менять цвет на солнце. Укрывистость: 80–120 г/м².

Зеленые пигменты

Зеленый цвет — нейтральный, успокаивающий. Его длительное воздействие не утомляет и способствует устойчивой работоспособности. Оттенки зеленого (например, в сочетании с желтым или синим) могут по-разному влиять на восприятие. К зеленым пигментам относятся хромовые зелени и свинцовая зелень.

  • Хромовые зелени (окиси хрома): смеси желтых кронов с лазурью, оттенок регулируется пропорциями. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Зелень свинцовая: также смесь желтых и синих красок (например, крона с лазурью). Укрывистость: 28-70 г/м².

Коричневые пигменты

Коричневый цвет создает ощущение тепла и спокойствия, но некоторые его оттенки могут вызывать мрачные мысли. В эту группу входят умбра и сиена жженая.

  • Умбра: коричневая краска различных оттенков, после обжига становится красновато-коричневой. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Сиена жженая: по свойствам близка к охре, часто используется для имитации текстуры дуба или ясеня. Имеет небольшую укрывистость.

Черные пигменты

Черный цвет часто ассоциируется с темнотой и может снижать настроение. Черные пигменты — это сажа, перекись марганца, древесный уголь и графит.

  • Сажа: получается при сжигании нефти или газа, очень легкая, смешивается с маслом, клеем или мыльной водой. Укрывистость: около 15 г/м².
  • Перекись марганца: природный минерал, хорошо смешивается с водой. Укрывистость: около 40 г/м².
  • Древесный уголь и графит: после измельчения и просеивания могут использоваться как черная краска. Укрывистость графита: около 30 г/м².

Металлические пигменты

К ним относятся бронзовые и алюминиевые порошки, которые применяются преимущественно для окраски металлических поверхностей и в малярных работах. Их укрывистость очень высока — всего 3–4 г/м².

Правила работы с пигментами

Важно помнить о совместимости пигментов с разными составами. Большинство пигментов можно использовать в водных (клеевых) составах, но не все подходят для масляных и эмалевых. Например, известь и мел применяются только в водных растворах.

Щелочестойкие пигменты (сажа ламповая, перекись марганца, киноварь, мумия, сурик железный, охра, сиена, умбра, окись хрома, ультрамарин, а также лимонный, оранжевый, алый и бордо) универсальны и подходят для любых окрасочных составов. Остальные пигменты можно использовать только в клеевых и эмульсионных.

Для получения нужного цвета (колера) часто смешивают несколько пигментов. Ни в коем случае не следует добавлять сухие пигменты прямо в окрасочный состав — их будет невозможно равномерно размешать, и на поверхности останутся полосы. Правильная технология включает предварительное замачивание пигмента в воде, тщательное перемешивание, процеживание через частое сито и только затем добавление в основной состав тонкой струйкой при постоянном помешивании.