
1970-е: SEX, панк и политический протест
Вивьен Вествуд, урожденная Свайр, происходила из простой рабочей семьи и долгое время не могла представить себя в мире высокой моды. Переехав в Лондон, она оставила учебу в художественной школе и получила профессию учителя начальных классов. Однако тяга к творчеству взяла верх: она начала создавать украшения и продавать их на знаменитом блошином рынке Портобелло-роуд. Поворотным моментом стала встреча с Малкольмом Маклареном — радикальным активистом, увлеченным идеями ситуационизма и марксизма. Вместе они открыли магазин Let It Rock, который позже превратился в культовый бутик SEX, ставший эпицентром зарождающегося панк-движения. Вивьен оставила мужа ради Макларена и начала создавать провокационные наряды, вдохновляясь эстетикой маргиналов: проституток, скинхедов и представителей БДСМ-культуры.

Вивьен Вествуд до того, как начала карьеру дизайнера
Вместе с Маклареном, который стал менеджером группы Sex Pistols, Вествуд создавала одежду как манифест. В ход шли черная кожа, латекс, тартан и заклепки. На футболках печатались анархистские лозунги, перевернутые свастики и портреты Карла Маркса. Это был прямой вызов не только капитализму, но и популярным в то время романтичным стилям. Ее творчество стало визуальным воплощением гнева и бунтарского духа целого поколения.

Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен (1977 г.)

Вывеска бутика Вивьен Вествуд и Малкольма Макларена (1974 г.)

Вествуд со своей целевой аудиторией: представители БДСМ-культуры
1980-е: Выход из андеграунда на мировые подиумы
Со смертью Сида Вишеса и закатом панк-эры Вествуд и Макларен решили сменить курс. В 1981 году они представили свою первую подиумную коллекцию «Pirate», ознаменовавшую переход от уличного протеста к высокой моде. Вивьен обратилась к историческим мотивам, создав образы пиратов с асимметричными кроями и пышными формами. Последовали коллекции «Дикари», «Ведьмы» и «Девочки из Буффало», в которых смешались языческие символы, хип-хоп-эстетика и элементы нижнего белья, надетые поверх одежды.

Модели Вивьен Вествуд на показе мод «Конец света» в выставочном центре «Олимпия» (Лондон, 1981 год.)


Расставшись с Маклареном в 1984 году, Вествуд совершила еще одну революцию — на этот раз против силуэта 80-х. В коллекции Mini-Crini (1985) она предложила узкие плечи и короткие пышные юбки-кринолины, бросив вызов доминирующему образу «сильной женщины» с широкими плечами. К концу десятилетия бывшая бунтарка стала частью мейнстрима, появившись на обложке Tatler в образе Маргарет Тэтчер, что символизировало ее удивительную трансформацию.

Вествуд и Макларен (1985 г.)

Вивьен Вествуд в своей студии в Лондоне (1982 г.)

Вивьен Вествуд в роли «железной леди» Маргарет Тэтчер (1989.)
1990-е и 2000-е: Признание императрицей моды
Ирония судьбы достигла апогея в 1992 году, когда Вивьен Вествуд, создававшая футболки с портретом королевы с булавкой в губе, получила из рук Елизаветы II Орден Британской империи. Это стало знаком высочайшего признания ее вклада в культуру. В 90-е годы дизайнер углубилась в исторические исследования, переосмысливая корсеты XVIII века, наряды парижских кокоток и костюмы эпохи Тюдоров. Ее фирменный силуэт «песочные часы» обрел мировую славу в 2008 году благодаря фильму «Секс в большом городе», где героиня Кэрри Брэдшоу появляется в драматичном свадебном платье от Вествуд.

В 1985 году Вествуд выпустила знаменитую футболку с портретом королевы Елизаветы II с булавкой в губе: не так-то просто в одночасье отвергнуть идеалы панк-рока.

Вивьен Вествуд и Наоми Кэмпбелл на Неделе моды в Лондоне (1993 год.)

Экс-модель Карла Бруни (тогда жена президента Франции Николя Саркози) на показе Вивьен Вествуд (Париж, 1994 год.)
Помимо кино, Вествуд работала и для театра, создав костюмы для оперы «Риголетто». Ее наследие — это постоянный диалог между прошлым и настоящим, бунтом и традицией.

Вивьен Вествуд осень-зима 97

Линда Евангелиста на показе коллекции Vivienne Westwood весна-лето 96

«Секс в большом городе»: Кэрри Брэдшоу (Сара Джессика Паркер) в свадебном платье Вивьен Вествуд

Вивьен Вествуд и Ив Сен-Лоран (1992 г.)
Наследие: Бунтарский дух в эпоху зрелости
Даже в зрелые годы Вивьен Вествуд оставалась иконой активизма. Она боролась за права животных, выступала против изменения климата (даже побрила голову в знак протеста) и занималась социальными проблемами. Ее модный дом успешно развивал несколько линий, от повседневной Anglomania до роскошных свадебных платьев, сохраняя фирменные черты: тартан, исторические ссылки и неповторимый крой. В 2017 году она представила мужские вечерние платья, вновь бросив вызов условностям. «Нестандартные поступки помогают лучше понять себя» — таков был ее жизненный девиз. Легендарная королева панка скончалась 29 декабря 2022 года в Лондоне, оставив после себя наследие, которое продолжает вдохновлять бунтарей и мечтателей по всему миру.

Вивьен Вествуд с мужем, австрийским дизайнером Андреасом Кронталером на показе осень-зима 17/18 в рамках Недели моды в Париже




Образы из коллекции Вивьен Вествуд осень-зима 17/18

Ксения Крушинская
Фото: Getty Images, архив пресс-службы
Больше интересных статей здесь: Мода и красота.
Источник статьи: В 70-е она протестовала против правительства и капитализма, а в 90-е получила Орден Британской империи из рук самой Елизаветы II..