Воспитание медленного ребенка: как принять особенности и помочь ему найти свой ритм

Мой второй сын Стёпа с самого рождения отличался особым, неторопливым темпом развития. Он с большим трудом и на самой границе возрастных норм осваивал все базовые навыки: перевернулся почти в полгода, пополз к десяти месяцам, пошел после года. Период гуления прошел мимо него, а первые слова появились уже после двух лет. Несмотря на это, он всегда был улыбчивым и жизнерадостным малышом.

Сейчас Стёпе три года, и каждая попытка научить его самостоятельности — будь то одевание, еда ложкой или рисование — становится испытанием для нас обоих. Он всё это умеет, но путь к каждому умению был долгим и потребовал от меня огромного терпения и сил.

Самое сложное для меня — это его общий ритм жизни. Стёпа делает всё словно в замедленной съемке: растягивает слова, оглядывается после каждого шага, встает из-за стола последним. Его мир движется в другом темпе.

Раньше я, человек быстрый и многозадачный, считала таких медлительных людей просто ленивыми. Рождение Стёпы заставило меня глубоко погрузиться в тему. Особенно полезной оказалась одна статья (ссылку я дам в конце), суть которой сводится к следующему: медлительность может быть обусловлена физиологическими особенностями строения нервной системы. Реакция мозга на внешние стимулы у таких детей запаздывает, и эта особенность остается с ними навсегда. Я осознала, что мой сын живет в мире, который несется с огромной скоростью, и ему очень тяжело за ним успевать.

Принципы воспитания, которые я выработала для себя

Со временем у меня сформировались ключевые принципы взаимодействия с сыном, которые помогают нам обоим.

  1. Принять особенность как данность. Из медленного ребенка нельзя сделать быстрого взрослого. Это осознание помогает мне сохранять спокойствие, когда Стёпа снова «зависает» на улице или долго собирается. Борьба с его природным темпом бесполезна и вредна.
  2. Воспитывать уверенность в себе. Главная задача — научить сына жить в согласии со своей медлительностью и при этом быть уверенным в себе.

    Обратите внимание: Ребенок заболел, а муж сбежал.

    Я понимаю, что ему не подойдет нагрузка в десять кружков. Ему важно найти одно, но любимое дело, в котором он сможет раскрыться полностью. Я никогда не буду называть его копушей или тормозом. Вместо этого я объясню, что его мышление устроено так, чтобы делать вещи тщательно и качественно, и научу его грамотно планировать свое время.
  3. Учить коммуникации с миром. Важно помочь сыну научиться взаимодействовать с окружающими, чтобы его медлительность не вызывала раздражения. Он должен уметь спокойно объяснить, что ему нужно больше времени, и не бояться об этом попросить.

Изучение детских психотипов также оказалось полезным. Выяснилось, что Стёпа — классический флегматик. Таким детям крайне важны физический контакт, поддержка и одобрение, так как они часто нерешительны и склонны к заниженной самооценке. Но это не отменяет необходимости мягко развивать в них самостоятельность.

Дается это нелегко. Если старший сын в три года уже ловко управлялся с одеждой, то со Стёпой мы можем несколько месяцев учиться надевать носок. Разница в темпе развития братьев очень заметна.

Сильные стороны медленного ребенка

У медлительных флегматиков есть неоспоримые достоинства. Мой Стёпа невероятно спокойный, послушный, ласковый и добрый. Я уверена, что у него будет мало конфликтов со сверстниками, а во взрослой жизни из него вырастет стабильный, надежный и основательный человек.

Если в вашей семье тоже растет «медленный» ребенок, надеюсь, мой опыт поможет вам понять, что ваш малыш — уникален и прекрасен. Самая важная задача — научиться жить в его ритме, поддерживая и веря в него.

Обещанная ссылка на полезную статью: https://mel.fm/otryvok/8743069-educational_neurosis

Больше интересных статей здесь: Психология.

Источник статьи: Мой сын - медленный ребенок. Рассказываю о принципах его воспитания..