Возможно ли изменить сценарий жизни ?

Идея этой статьи появилась у меня давно.

Моя подруга подарила мне он - лайн курс «Я и мой ребенок». Я не работаю с детьми, но интерес к теме детско-родительских отношений вполне понятен, так как, я сама мама.

Курс вызвал у меня множество вопросов.

1. Начну с того, что речь шла о внутреннем ребенке - одном из эго-состояний личности, что в корне меняло отношение к заявленной теме.

2. Два других эго состояния - Родитель и Взрослый - были упомянуты вскользь.

3. Курс был посвящен, в основном, травмам и обидам в процессе воспитания, формировании привычек, стереотипов и последствий их использования.

4. О балансе, сильных сторонах эго-состояний, способах коммуникаций каждого из них, взаимодействия с окружающими речи практически не шло.

5. Основатель психотерапевтического направления - Трансактный анализ- Эрик Берн, разработавший концепцию эго-состояний и их влияние на качество взаимодействия между людьми, вообще ни разу не был упомянут.

Так возникло желание познакомить читателя с одним из интереснейших направлении #психотерапии и его основателем, представить одну из теорий личности, объясняющей появление определенных чувств, мыслей и поведения в разных жизненных ситуациях.

Как часто вы замечаете, что общение с человеком не приводит к задуманным результатам? Почему мы не всегда слышим и по-разному воспринимаем те или иные слова? Меняется ли наш голос, манера речи, мимика, жесты в зависимости от нашего послания?

  • Представьте себе ситуацию, когда на лавочке сидят две прекрасные старушки и увлеченно беседуют о проблемах воспитания, молодежи, традиций. Они находятся на одной волне и прекрасно понимают друг друга.
  • Теперь подумайте, что этот же диалог происходит между пожилой мамой и взрослой дочерью.

Если покровительственный и критичный тон матери дочь поддержит в той же манере - то недопонимания или конфликта не случится, но и решения проблемы не будет.

Обычно, в ответ на поучения звучат знакомые всем фразы - я сама знаю, как лучше, я уже давно взрослая, не надо меня учить, оставьте меня в покое и т.д. Разговор не получится, а вот новые обиды и претензии появятся.

А если дочь спокойно и внимательно выслушает, попробует вникнуть в суть вопроса, услышит не только критику и нравоучения, но и беспокойство, и тревогу, страх одиночества или чувства ненужности? Скажет о том, что чувствует, как видит ситуацию со своей стороны. То есть серьезно и вдумчиво попробует обсудить проблему.

  • Такие же диалоги легко можно представить и на работе, с коллегой, начальником, подчинённым.
  • В собственной семье несложно вообразить или вспомнить такие ситуации.

Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так, в разных ситуациях, проявляются три разных состояний личности. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы зачастую не понимаем своих коллег, партнёров, детей или друзей и что надо сделать, чтобы изменить это положение. Метод получил название Трансактный анализ. В его основании находится предположение о том, что наша личность состоит из #эго-состояний Родитель, Взрослый и Ребенок.

Составляющая часть трансактного анализа - теория сценариев. Согласно теории, #Сценарий — это «план жизни, составленный в детстве». На его выбор влияют родители, социум, а так же воля ребенка.

Изменение этого сценария - это в первую очередь, его осознание, принятие положительных моментов, сильных сторон, возможность пересмотреть свои поступки, переосмыслить реакции, чувства, понять возникновение мыслей и эмоций и осознанно изменить свою жизнь.

Что представляют собой эго - состояния.

Родитель

Родитель

Внутренний #Родитель - собирательный образ значимого взрослого. Он включает в себя и опыт собственных родителей, и других взрослых, оказавших влияние на нашу жизнь.

Что присуще Родителю:

  • Покровительственный и поучительный тон,
  • Критика и наставления
  • Опека и забота

Находясь в эго-состоянии Заботливого (Опекающего) Родителя, мы можем заботиться о себе и других. Мы знаем слова поддержки и сочувствия, можем проявлять заботу и принятие.

Если же мы застреваем в состоянии Контролирующего (Критикующего) Родителя, то превращаемся в занудного Ментора, знающего как жить, чувствовать, критикующего все, что отличается от собственного понимания правильного.

Какая из этих позиций, по вашему мнению, портят взаимоотношения с окружающими? Излишняя забота не мешает ли нам идти вперед и самостоятельно преодолевать трудности? А контроль помогает ли устанавливать и оберегать границы?

Ребенок

Ребенок

Эго-состояние #Ребенка — совокупность поведения, мыслей и чувств, родом из детства.

Обратите внимание: В ожидании лучшей жизни.

Так же как любые дети, внутренний ребенок может быть милым, обаятельным, любознательным, и иногда несносным, капризным, упертым и зловредным.

Свободный Ребенок - это та наша часть, которая способна испытывать настоящие чувства, радоваться, восхищаться, творить и самовыражаться. В этом состоянии мы прислушиваемся к своим желаниям, идем им навстречу, действуем спонтанно и эмоционально.

Адаптивный Ребенок — эго-состояние, отвечающее за способность человека подстраиваться под требования других людей, «слушаться», соответствовать ожиданиям, угождать. Иногда, здесь мы застреваем в позиции жертвы, вечно несчастной и загнанной в рамки норм и стереотипов.

Бунтующий Ребенок — эго-состояние, противоположное Адаптивному Ребенку. В этом состоянии мы бросаем вызов нормам, авторитетам, контролю. Можем проявлять агрессию и упрямство, капризничать и кривляться. Быть безразличными к чужим интересам и чувствам.

Взрослый

Взрослый

Считается, что это единственное эго-состояние, которое живет «здесь и сейчас». Взрослый может объективно анализировать окружающий мир, реально оценивать сложившуюся ситуацию и принимать взвешенное решение. Именно Внутренний #взрослый отвечает за взаимодействие эго-состояний. Он может выбрать позиции Родителя или Ребенка в наиболее соответствующий момент.

Слабовыраженный внутренний ребенок может превратить взрослого в рациональную машину, холодную и прагматичную. Без весомости Родителя, Взрослому может недоставать силы и желания настоять на своем, представить свою точку зрения.

Зрелый взрослый может поддерживать баланс внутренних состояний, развивать и укреплять позиции, использовать сильные стороны своей личности с максимальным эффектом.

Как мы общаемся и взаимодействуем ?

Если мы находимся в одинаковых эго-состояниях, то взаимодействие проходит продуктивно и позитивно, или нейтрально. Стимул, отправленный от одного человека, дополняется реакцией другого.

Так Взрослые обмениваются информацией, Дети придумывают проделки и розыгрыши, Родители делятся личным опытом.

Это называют дополняющей (параллельной) трансакцией.

Параллельные трансакции Взрослый-Взрослый

Есть второй вариант параллельных трансакций. Он также не вызывает конфликтов (до поры-до времени). Однако, в нем всегда позиции неравноправны.

Параллельные трансакции. Родитель - Ребенок (Дитя)

Если же стимул и реакция пересекаются - жди скандал или проблему. Здесь Взрослый пытается говорить с другим Взрослым, а получает ответ от разраженного Родителя, или обиженного Ребенка.

Такие трансакции называются пересекающимися. Конфликт здесь неизбежен.

Пересекающиеся трансакции

И самые манипулятивные - скрытые - трансакции, когда человек говорит одно, а подразумевает другое. Можно это заметить, когда нам пытаются продать какой- либо товар, заставить выполнить определенную работу, испытать определенные эмоции.

Скрытые трансакции

Таким образом, Трансактный анализ дает возможность присмотреться и задуматься о видах взаимоотношений и коммуникаций. Поразмышлять о роли и качестве ваших эго-состояний и их взаимодействии. Возможно, эти знания уже помогут построить разговор по-другому. Вам удастся договориться со своим собеседником или с самим собой, и решить наболевший вопрос.

Если вам полезна и интересна полученная информация, откликайтесь, пишите комментарии, задавайте вопросы.

Ставьте лайки, подписывайтесь на канал, и мы вместе продолжим увлекательно путешествие по стране #Психология.

P.S. Если вы хотите более подробно узнать о Трансактном анализе, рекомендую для прочтения следующие книги.

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди.
  • Берн Э. Люди, которые играют в игры.
  • Берн Э. За пределами игр и сценариев.
  • Штайнер К. Сценарии жизни людей.

Еще по теме здесь: Психология.

Источник: Возможно ли изменить сценарий жизни ?.