
Жрецы вуду, несмотря на распространённые стереотипы, проповедуют религию добра, однако и в наши дни сохраняют практики, позволяющие насылать на врагов порчу.
Невольничий берег и рождение легенды
«СТРАШЕН И ОПАСЕН БЕНИНСКИЙ ЗАЛИВ, МАЛО КТО ОТТУДА УХОДИТ ЖИВЫМ» — такую мрачную песню распевали английские моряки несколько столетий назад. Эта акватория вошла в историю прежде всего как часть печально известного Невольничьего берега. В XVIII веке ежегодно более 50 тысяч человек насильно поднимались на борт европейских кораблей, чтобы стать рабами на плантациях Нового Света. Почти половина из них отправлялась в путь именно из Бенинской бухты, через невольничий рынок в городке Уида, который был неофициальной столицей этого побережья.
Вудуистские фетиши, которые можно увидеть на рынке Уиды, выглядят пугающе, однако белые жрецы используют их в мирных, безобидных целях. Именно из этой небольшой западноафриканской точки религия вуду распространилась в Америку, где столкнулась с жёстким давлением со стороны христианской церкви, заставлявшей рабов принимать католицизм. В результате вуду превратилась в тайный культ, который стали ассоциировать с тёмными силами.
Скованные цепями пленники проходили на корабли через специальный пролом в стене, прозванный «Воротами невозвращения», навсегда прощаясь с родной землёй, семьями и свободой. Единственным, что поддерживало в них жизнь, была вера — религия вуду.
Голливудский миф и религиозная реальность
Стоит сразу отметить, что Голливуд приложил огромные усилия, чтобы сделать понятия «вуду» и «чёрная магия» синонимами в массовом сознании. Куклы, наведение порчи, кровавые ритуалы — всё это прочно связано с этим словом. Однако в справочниках вы не найдёте упоминаний о чёрной магии: на языке народа фон, проживающего в Бенине, «вуду» означает «дух» или «божество» и представляет собой культ почитания предков. В мире насчитывается более 50 миллионов приверженцев вуду, но вряд ли все они практикуют жестокое колдовство.
Чтобы разобраться в этом противоречии, я отправился в Уиду, где с 1996 года ежегодно в январе проходит международный Фестиваль культуры и искусства вуду.
Уида считается колыбелью этой религии, возраст которой, по оценкам экспертов, составляет от четырёх до шести тысяч лет. В основе вуду лежит смесь традиционных верований, легенд и обрядов народов фон, йоруба, наго и других, живших в древнем королевстве Дагомея. Религия чрезвычайно популярна в ареале расселения этих народов, охватывающем современные Бенин, Того, Гану и часть Нигерии. В Бенине вуду исповедуют около 80% населения (примерно 6 миллионов человек), и многие из них одновременно могут верить в Христа или пророка Мухаммеда.
Рынок фетишей и дорога рабов
В первый же день я попал на местный рынок, от которого начинается четырёхкилометровая «Дорога рабов», ведущая к океану. Признаюсь, здравый скептицизм здесь быстро отступает, а голливудские фильмы начинают казаться почти документальными: повсюду высушенные черепа собак, крокодилов, кроликов и бабуинов, свежевыпотрошенные летучие мыши, ящерицы, лягушки и змеи. Жутковатый вид этих вудуистских фетишей, грудами лежащих на прилавках, производит сильное впечатление. Этот товар предназначен исключительно для посвящённых: адепты вуду покупают «дары природы» для обустройства алтарных пространств. Также в ход идут пустые бутылки, свечи и различные металлические предметы, не имеющие бытовой ценности. Напуганные туристы даже не рассматривают возможность покупки — зачем искушать судьбу? — ограничиваясь лишь фотографиями на память. Снимать фетиши формально запрещено, но в Африке, как мне показалось, нет запретов, которые нельзя обойти с помощью небольшого «кадо» (от французского cadeau — «подарок»).
Однако рынок — это лишь внешняя, поверхностная атрибутика.
В сердце культа: резиденция Верховного жреца
Чтобы постичь суть вуду, необходимо отправиться в самое её сердце — резиденцию Верховного жреца. Она скрыта в центральных кварталах Уиды, где вся жизнь пропитана флюидами этой религии, а дома и памятники напоминают о её истории или служат нынешним интересам жрецов и последователей. Здесь же находится знаменитый Храм питона (священное животное в Бенине), расположенный прямо напротив католического собора. Примечательно, что в 1993 году папа Иоанн Павел II посетил Бенин, чтобы официально признать право религии вуду на существование.
Об этом важном событии мне с гордостью рассказал его непосредственный участник — Дагбо Унон, Верховный жрец вуду. «Вуду — религия добра, — утверждает Дагбо. — Она подобна мосту, соединяющему наш мир, природу и мир иной, божеств, души предков, помогая верующим установить связь с ушедшими родственниками. В космогонии вуду нет понятий «рай» и «ад». Её главная цель — духовное исцеление верующих, помощь в преодолении жизненных трудностей».
По словам Дагбо, обряды служат именно для общения живых и умерших, а вовсе не для наведения порчи. Мне довелось наблюдать несколько таких церемоний — разумеется, только в качестве зрителя.
Обряды и жертвоприношения: общение с духами
Первый — обряд доволоко. Сначала жрецы обильно окропляют алтари кровью жертвенных животных. Для этого обычно используют кур, баранов или коз, в исключительных случаях — быков. По моим наблюдениям, даже для самого скромного ритуала требуется как минимум три живых существа. В жертву также приносятся овощи, фрукты, сладости, лепёшки, местный ром, пиво и даже кока-кола. Сам процесс жертвоприношения проходит буднично, без излишней экзальтации. Однако затем начинается подлинная фантасмагория.
Обряд доволоко в январе проводит семья Де-гуэнонво из народа фон. Сразу поражает многочисленность семейства — маленькая городская площадь буквально заполнена родственниками, включая множество детей. В церемонии участвовали все члены клана, но лишь избранные — группа женщин-музыкантов и жрецы — были допущены в храм, скрытый под навесом.
Животное не мучают: на моих глазах козлёнку мгновенно перерезали горло. Его чистая жизненная энергия должна перейти к одному из духов (лоа). Как только большая часть крови проливалась на алтарь, один из мужчин подхватывал тело, впивался зубами в свежую рану на шее и, выскочив из храма на площадь, пускался в неистовый танец. Некоторые танцоры, двигаясь под ритмичные удары барабанов, через несколько минут останавливались и, впадая в транс, начинали медленно оседать на землю. Их быстро подхватывали под руки и уносили. Это означало, что цель церемонии достигнута — лоа вселился в танцора.
Здесь проявляется одно из ключевых отличий вуду от, например, сибирского шаманизма. Африканцы верят, что во время транса душа не покидает тело (как при камлании шамана), а наоборот — лоа (дух) проникает в тело верующего, которое становится его «конём», а сам человек временно утрачивает свою идентичность.
Мир духов и всемогущий Бог
Духов в религии вуду великое множество: у каждой субстанции в нашем мире есть свой лоа, будь то человек, животное или камень. Вудуисты наделяют душой всё окружающее — реки, горы, деревья, минералы, огонь, даже бытовые предметы вроде ножей или топоров. И, конечно, как и в любой религии, всем управляет единый Всемогущий Бог. «Он настолько велик, — поясняет Верховный жрец, — что не замечает простого человека. Он не слышит обращённых к нему молитв. Поэтому в религии вуду ему не посвящается ни одного ритуала».
Духи же, в отличие от Бога, активно вмешиваются в жизнь людей. Примером служит костюмированный обряд «возвращенцев», который я наблюдал в поселении народа йоруба. Эта церемония проводится в строго определённое время года и посвящена душам предков, ненадолго возвращающихся на землю.
Танцоры символизируют этих «возвращенцев». Они одеты в яркие костюмы, украшенные бисером и ракушками каури, которые в древности служили здесь деньгами.
Никому из смертных не позволено видеть лицо возвращенца или прикасаться к нему. К нему можно обратиться за советом, но нельзя смотреть прямо. Поэтому жители деревни наблюдают за танцорами на почтительном расстоянии, предпочитая не рисковать.
Тёмная сторона: порча и чёрные колдуны
Увы, ни жертвоприношения, ни общение с духами не дали окончательного ответа на мой главный вопрос. Усомниться в отсутствии чёрной магии меня заставили прогулки по городу. Одна из знаменитых достопримечательностей Уиды — Священный лес, который ещё два десятилетия назад был закрыт для посторонних. Согласно легенде, в XIV веке король Кпассе, основатель Уиды, воплотился в дерево ироко в этом лесу, который с тех пор считается священным. Гид Анисе пояснил мне, что «король никогда не умирает: он просто путешествует».
Обилие памятников духам вуду в лесу поражает воображение. Суровый гид требует соблюдения тишины и беспрекословного подчинения. Здесь до сих пор есть зоны, закрытые для посещения, а также находится статуя Чакату. Анисе нашептал мне, что Чакату служит для нанесения вреда (сглаз, порча) человеку на расстоянии, но это под силу только могущественным колдунам-бокорам.
Естественно, мне захотелось обсудить тему сглаза и порчи с Верховным жрецом Дагбо Уноном. Однако мои попытки углубиться в тему наталкивались на его дипломатические таланты и умение уходить от прямых ответов. Тем не менее, Дагбо подтвердил, что в начале 1990-х, во время президентских выборов, на будущего лидера страны Нисефора Согло действительно была наложена порча. Говорят, выпускник Сорбонны и франкофил Согло буквально таял на глазах, несмотря на все усилия врачей. Спасли его белые жрецы, вовремя пришедшие на помощь. Так что с вуду шутить не стоит в любом случае.
Обряд коку: транс и нечувствительность к боли
В этом мне пришлось убедиться лично, увидев обряд коку: танцоры, обсыпанные мелом или мукой, входили в транс для общения с добрым духом Ганбада, который способен проникнуть в душу любого человека, даже далёкого от вуду. У этого духа верующие ищут поддержки в решении житейских проблем. Особенно впечатляла сцена, когда адепт вуду — в моём случае это был молодой человек — поджигал у себя на голове кучку фосфора без видимого вреда для здоровья! Мне наглядно продемонстрировали то, во что здесь верят абсолютно все: в состоянии транса человек не чувствует боли.
Как я ни старался, вудуисты не раскрыли мне всех секретов своей религии. Похоже, с вуду нужно родиться и впитывать эту веру с детства, чтобы не чувствовать себя чужим в противоречивом мире её ритуалов. В Бенине же говорят: если хочешь понять секрет вуду, дождись конца света.
В Бенине элементы вуду сопровождают человека от рождения до смерти. На каждое значимое событие — свой обряд. И даже после смерти люди, согласно верованиям, продолжают участвовать в жизни своих соплеменников. Адепты вуду уверяют: это светлая и справедливая религия. Белый жрец может стать чёрным, только если переживёт сильную обиду или оскорбление. К чёрным колдунам и сегодня обращаются с просьбами наслать порчу, но, как верят здесь, зло всегда возвращается к тому, кто призвал потусторонние силы для причинения вреда.
National Geographic • Сентябрь 2011
Текст И Фотографии: Сергей Ястржембский