Известная всем поговорка – не что иное, как стереотип, мешающий усвоению нового опыта. А порой – и блокирующий развитие. Стереотип – разновидность социальной установки, усвоенного предрасположения. В самом деле, если исходить из убеждения, что только ты можешь учить других, откуда ж стремлению к усвоению нового взяться! Кстати, это чрезвычайно вредно и для отношений с окружающими.
Интересен факт, что такое восприятие «яиц» – читай, – детей, учеников, сотрудников, подчиненных, – способствует индивидуальному регрессу в отношениях, в профессии, в жизни.
Что – родитель без своих детей, учитель – без своих учеников, начальник – без сотрудников! Воспитывая – меняешься сам. Обучая – обучаешься. Кто из родителей может похвастаться тем, что ничему не научился у своих детей? Учитель – у учеников. Преподаватель – у студентов. Руководитель – у сотрудников.
Иногда, впрочем, учитель, воспитатель, руководитель упорно не желает обучаться или признавать факт осуществления такого обучения. Или даже – отрицать продукты такого научения. Это три разных варианта.
Препятствием к усвоению нового опыта является категоричность социальных установок в отношении происхождения своего опыта и достижений. Трудно бывает учителю (руководителю, родителю) признать, сколь многим он обязан своим ученикам (сотрудникам, детям). Отсюда – требование жертв, почитания... психология непризнанного гения, мания величия....
Если ж он оказывается способен к такому движению души, то открывает, тем самым, новые горизонты собственного развития, а заодно и гораздо большему становится способен научить своих учеников, детей и подчиненных.
Мораль: яйца могут научить курицу, только куры попадаются необучаемые!))
С пожеланием новых открытий источников своего опыта!
Наталья Бакшаева
кандидат психологических наук, доцент, член Российского Психологического Общества, руководитель психотерапевтических программ Института саногенного мышления
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: ЯЙЦА КУРИЦУ НЕ УЧАТ?.