Практически каждый, даже далекий от психологии человек, слышал о знаменитом «зефирном тесте». Этот классический эксперимент, в ходе которого дошкольникам предлагают подождать, чтобы получить большее лакомство, давно стал частью популярной культуры.
Долгосрочные последствия детского терпения
Исследования показали удивительную вещь: способность ребенка откладывать удовольствие в раннем возрасте может служить индикатором его будущих успехов. Ученые обнаружили корреляцию между временем ожидания в тесте и такими жизненными показателями, как уровень образования в подростковом возрасте, социальные навыки и устойчивость к стрессу в дальнейшей жизни.
Более того, современные нейробиологические исследования с использованием фМРТ подтвердили, что результаты теста, пройденного в детстве, связаны с особенностями мозговой активности, отвечающей за когнитивный контроль и подавление импульсов, даже спустя 40 лет.
В чем секрет теста: самоконтроль или доверие?
Однако ключевой вопрос остается открытым: что именно измеряет этот эксперимент? Отражает ли он врожденную способность к самоконтролю, схожую с интеллектом? Или же успех ребенка зависит от условий его жизни? Возможно, дети, растущие в стабильной и надежной среде, где взрослые выполняют свои обещания, легче доверяют ситуации и, следовательно, могут ждать, будучи уверенными, что награда их действительно ждет.
Как проходит эксперимент
В классическом варианте дошкольника оставляют одного в комнате с двумя угощениями: одним очень желанным (зефир, печенье) и другим менее привлекательным (например, крендель). Ребенку объясняют правило: если он сможет продержаться 15 минут, не съев лакомство, то получит его. Если же ожидание станет невыносимым, он всегда может позвать экспериментатора, но тогда получит только менее вкусный вариант.
Обратите внимание: Разногласия родителей и их детей...
Выдержать полные 15 минут — серьезное испытание, особенно когда соблазн находится прямо перед глазами. В оригинальных экспериментах дети в среднем ждали чуть больше трех минут. Схожие результаты показало и недавнее исследование в Китае с участием более 270 детей 3-4 лет. Менее четверти из них смогли дождаться конца отведенного времени, чтобы получить двойную награду (две наклейки или два печенья вместо одного).
Роль социального фактора
Наиболее интересные данные были получены, когда в условия эксперимента добавили социальный контекст. Детям сообщали, что о результате их ожидания узнает либо их учитель, либо друг. Это кардинально изменило поведение.
Когда дети думали, что их сверстник узнает, сколько они прождали, доля тех, кто выдержал до конца, возросла до 40%. А когда речь шла о мнении учителя, этот показатель взлетел почти до 70%. Это демонстрирует, что на способность откладывать удовольствие мощно влияет не только внутренний самоконтроль, но и социальные мотивы — желание выглядеть хорошо в глазах значимого взрослого или сохранить репутацию среди ровесников.
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: "Зефирный" тест для детей.