
В самом сердце Катманду, на перекрестке площадей Дурбар и Басантапур, кипит жизнь. Среди туристов, паломников и торговцев скрывается история древней традиции — культа живых богинь Кумари. Рашмила, молодая женщина, сопровождающая нас, знает об этом не понаслышке. Восемь лет своей жизни она провела в качестве Радж Кумари — Королевской Живой Богини, обитая в храмовом комплексе Кумари Гар. Ее дни были наполнены ритуалами: главный священник целовал ей ноги по утрам, а сам монарх (до 2008 года, когда Непал стал республикой) ежегодно получал ее благословение. Тысячи паломников дежурили под ее окнами в надежде на взгляд или милость.

«Я служила своей стране, участвовала в священных обрядах, мои молитвы, как считалось, помогали больным. Обладая статусом богини, я имела доступ к тайным мантрам, доступным лишь избранным. Серебряный обруч «нага», символ моей власти, будто давал сверхсилу — я не чувствовала ни голода, ни усталости, ни страха. За все годы я ни разу не заплакала и не заболела. Но за этой силой скрывалось одиночество. Несмотря на качели, сотни кукол и телевизор, мне часто было невыносимо тоскливо», — делится воспоминаниями Рашмила.
Тайна избрания: безупречность до первой крови

На этом снимке — Нани Майджу, бывшая Кумари из Нагхала (1961-1969 гг.). Ее появление всегда вызывало восторг верующих.
Традиция избирать живую богиню, или Кумари, уходит корнями в XVII век. Существует несколько легенд о ее происхождении, но все они связаны с богиней Таледжу Бхавани, одной из форм грозной Дурги-Кали. Согласно одной из версий, король, нарушивший священный запрет, ввел культ почитания маленьких девочек как воплощений богини, чтобы искупить свою вину. Другая легенда гласит, что сама Дурга вселилась в ребенка, а царица, защитив ее, повелела почитать как божество. Так или иначе, с тех пор богиня стала являться в образе невинных девочек.

Прити из Итумбахала носила титул богини с 2001 по 2007 год.
Божественный статус длится до первой менструации, знаменующей уход богини из тела. После этого совет жрецов и астрологов начинает поиск новой избранницы среди девочек 3-5 лет из касты ювелиров (Шакья) народа невари. Критерии отбора невероятно строги: необходимо идеальное сочетание гороскопов, безупречная внешность (определенная форма глаз, ушей, цвет волос), а главное — абсолютно чистая кожа. Ни единой родинки, шрама или, что особенно важно, царапины, которая потенциально может кровоточить. Сама возможность кровотечения лишает кандидатуру всяких шансов.
Прошедших предварительный отбор девочек ждет последнее, самое страшное испытание. Их запирают на ночь в темном зале дворца Хануман Дхока среди отрубленных голов жертвенных животных. Ночью в комнату врываются люди в ужасающих масках, пытаясь напугать детей. Та, что проявит наибольшее хладнокровие и не заплачет, и становится новой Радж Кумари. После ритуалов очищения она на годы поселяется в специальном дворце в Катманду.
Жизнь в золотой клетке: запреты и одиночество

До наступления зрелости нога Радж Кумари не должна касаться «нечистой» земли за пределами дворца. Она покидает его лишь несколько раз в год в закрытом паланкине.
Рашмила ведет нас через лабиринт улочек к неприметному дому. «Это дом моей семьи. Стыдно признаться, но в день, когда меня вернули сюда, я его возненавидела. После дворца он казался тесным, серым, лишенным величия. Собственные родственники стали чужими, а совместные трапезы — пыткой», — признается она.
Жизнь Кумари — это жизнь в изоляции. Все связи с прошлым обрываются: игрушки, друзья, привычная одежда остаются за порогом. Общение сводится к слугам и редким визитам детей из своей касты, с которыми можно играть только в тихие игры. Основное время посвящено ритуалам: утренние и вечерние молитвы на золотом троне, прием прошений и подношений — цветов, денег, риса.

Нани Майджу, как и многие бывшие богини, до сих пор любит красный цвет и иногда навещает дворец, чтобы повидать старых слуг.
Внутрь дворца допускаются только непальцы и индийцы. Иностранцы, приравненные к неприкасаемым, могут лишь заглянуть во двор и позвать: «О, моя богиня!». Считается, что увидевший Кумари обретет счастье. Часто на зов является маленькое лицо с ярко подведенными глазами и символом «огненного ока» на лбу. Возможно, не только из долга, но и от скуки — из окон открывается вид лишь на шумную площадь, где снуют торговцы и рикши.
Обратите внимание: Расстаться или нет?.
Возвращение к реальности: трудный путь в мир людей

Рашмила совершила революцию, став первой образованной экс-Кумари. Благодаря ей в жизнь дворца вошел интернет, а нынешних богинь начали учить грамоте.
Рашмила вошла в историю как первая бывшая богиня, получившая полноценное образование и ставшая программистом. Ее предшественницы часто оставались неграмотными. «Мне пришлось заново учиться самым простым вещам: выходить на улицу, общаться, ходить в магазин. В школе я оказалась в одном классе с пятилетним братом и ничего не понимала. Не было базовых знаний ни по одному предмету. Мне пришлось победить Кумари в себе, чтобы стать человеком», — вспоминает она.
Ее борьба не прошла даром. Теперь живущие во дворце девочки имеют доступ к интернету и получают базовое образование, что готовит их к будущей жизни после утраты статуса.

91-летняя Дилу (на момент съемки в 2016 году) с гордостью позирует рядом со своим портретом времен служения богиней (1933-1942).
Сегодня в Непале живут девять бывших Кумари. Старейшей из них, Дилу, 91 год. Она опровергает мрачное поверье о том, что мужья экс-богинь умирают вскоре после свадьбы — у нее есть семья, дети и внуки, которые относятся к ней с большим почтением. В ее доме есть особая комната для уединения и чтения мантр, выученных десятилетия назад. На вопросы дочери о прошлой жизни она обычно отвечает одним словом: «Терпение».
В 2008 году свой статус оставила Прити, которой тогда было 12 лет. Она хорошо помнит церемонию передачи власти четырехлетней преемнице, Матани, и момент, когда с нее сняли серебряный обруч «нага» и корону — символы силы, передававшиеся веками.

Статус богини создает особую связь. Прити с новой Кумари, Матани, которой она передала свою божественную силу.
Пышные украшения, в которых Кумари предстает перед народом, — золотые ожерелья с драгоценными камнями — не становятся ее собственностью. После окончания срока службы их помещают в Национальный музей или частные коллекции. На память Прити осталось лишь алое платье — подарок от народа. Но главным подарком стала свобода. «Теперь я могу идти куда хочу. И даже танцевать!» — говорит она. Ее мечта — выступать на сцене и объехать весь мир, хотя выходить на улицу в одиночку она до сих пор побаивается.

Всего четыре года назад Прити жила во дворце, а теперь наслаждается простыми радостями: походами по магазинам и мечтами о карьере танцовщицы.
Сегодня Прити, как и многие ее сверстницы, любит выбирать браслеты. По вечерам она ходит по магазинам с отцом, крепко держа его за руку. И если не замечать этой цепкой хватки, в ней уже трудно разглядеть ту, кого когда-то почитали как живое божество.
Фото: Getty Images, Driu&tiago/madame Figaro/ссылка на фото
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: В Непале красивая девочка без царапин на теле может стать живой богиней Кумари..