
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) часто ассоциируется с чрезмерной активностью и сложностями с концентрацией. Юлия Павлова, мама восьмерых детей, делится личным опытом воспитания сына с этим диагнозом, раскрывая суть синдрома и предлагая практические рекомендации для родителей.
В статье рассматриваются ключевые аспекты жизни с гиперактивным ребенком: от постановки диагноза и ежедневных вызовов до эмоционального состояния родителей и поиска профессиональной поддержки.

Юлия Павлова, мама 8 детей, менеджер проекта «Детская деревня для сирот», автор статей, блогер
С первых месяцев жизни сына я ощущала, что его развитие отличается от нормы, хотя конкретные причины были неясны. Это положило начало долгому пути консультаций с неврологами, многочисленным обследованиям и эмоциональным испытаниям. Для меня, как для перфекциониста, это стало серьезным вызовом, однако подобные трудности знакомы многим родителям, воспитывающим детей с особенностями внимания.
Наш опыт далек от идеала завершенной истории успеха. Скорее, мы напоминаем «слепых котят», которые учатся жить в новых условиях, полагаясь на интуицию и небольшие, но значимые победы.

СДВГ: спорный диагноз и реальность
В профессиональной среде до сих пор ведутся дискуссии о правомерности диагноза СДВГ, однако существуют стандартизированные тесты, позволяющие психиатрам оценить состояние ребенка. Согласно статистике, различные формы синдрома встречаются у 7–9% людей, преимущественно у мальчиков в возрасте 5–15 лет. При своевременной коррекционной работе с психологом возможна полная компенсация симптомов или значительная социальная адаптация.
Повседневные реалии жизни с гиперактивным ребенком
Мой сын родился третьим в семье, в период, когда старший ребенок пошел в школу, а у среднего обострилась бронхиальная астма. Эти обстоятельства, наложившиеся на стресс, в итоге привели к распаду брака. Ребенок рос в постоянном движении: он сопровождал меня на работе, слушал, как занимаются музыкой старшие братья, параллельно мы посещали различных специалистов в поисках причин его состояния.
Переломным моментом стала консультация с заведующей детской неврологией, которая четко обозначила необходимость регулярной терапии, но также дала надежду: «Он сможет учиться в школе». Эти слова позволили мне перестать искать мгновенные решения и принять ситуацию такой, какая она есть.

Уроки, которые я усвоила
- Принятие шума. Я смирилась с тем, что в нашем доме почти всегда будет громко. Для меня, ценительницы тишины, это был непростой, но необходимый шаг.
- Постоянная бдительность. Ребенок «без тормозов» требует непрерывного внимания: он может быстро оказаться в опасной ситуации, убежать или получить травму. Отдых возможен только во время его сна.
- Игнорирование чужих взглядов. Пришлось научиться не реагировать на осуждающие или сочувствующие взгляды окружающих и перестать оправдываться, доказывая, что ребенок любим и обеспечен всем необходимым.
- Пересмотр академических ожиданий. Я приняла, что сын, скорее всего, не станет отличником в традиционной школе, даже с учетом реформ современного образования.
- Развитие толерантности. Понимание, что поведение моего сына — следствие особенностей его психики, а не результат плохого воспитания, помогло стать более терпимой к другим детям и их родителям.
- Гибкость и адаптация. Человеческая психика обладает удивительной способностью приспосабливаться к сложным условиям.
- Поиск нестандартных решений. К каждой проблеме можно подойти творчески и найти индивидуальный подход.
С чем я все еще борюсь
Мне до сих пор трудно справляться с чувством вины и мыслями о том, что я — «плохая мать». Я ловлю себя на том, что извиняюсь за его поведение, оправдываюсь из-за частых синяков и ссадин (неуклюжесть и отсутствие «тормозов» делают травмы неизбежными) и испытываю вину, когда приходится куда-то уезжать без него.
Рекомендации для родителей
Не откладывайте обращение к специалистам. Комплексное обследование (невролог, УЗИ, МРТ, детский психиатр) поможет исключить другие патологии или подтвердить диагноз. Чем раньше начата работа, особенно до школы, тем эффективнее будет адаптация ребенка.
Инвестируйте в помощь психолога. Найдите хорошего детского психолога, не экономьте на этом. Родителям также часто требуется терапевтическая поддержка и обучение методам взаимодействия с гиперактивным ребенком.
Оптимистичный взгляд в будущее
Гиперактивность — это часто временная особенность, которую многие дети «перерастают». Если оставаться на стороне своего ребенка, помогая ему жить с учетом его психических особенностей, у него есть все шансы стать успешным взрослым. Главное — не ломать его личность и не истощать себя. Мы с сыном Андрюшкой продолжаем наш путь и будем делиться с вами своими успехами!
Фото: depositphotos