Несмотря на то, что младшая дочь 26-го правителя империи Чосон стала его фавориткой, жизнь корейской принцессы Док Хе с самого начала была непростой. Внебрачная дочь императора Коджона столкнулась с преждевременными взрослыми проблемами, которые не могли не отразиться на ее личности, а острая корейско-японская проблема оставила в ее жизни лишь боль утраты и призрачные воспоминания о родине, которой она оставалась верной до последнего дыхание.
Детство
В мае 1912 года в семье императора Коджона и его наложницы родилась дочь, которую звали Ян Куй-ин. Девочку назвали Ток Хэ, а матери дали официальный титул Бокниен. Однако тот факт, что титул получила мать Ток Хе, никоим образом не повлиял на отношение корейского народа к юной принцессе. Казалось, ее существование просто игнорировалось – в течение пяти лет имя девушки не значилось в письменных списках императорской семьи, а подданные снисходительно называли принцессу Бокниен-тан.
Бокниэн-тан или ондзю, как иначе называли дочь императора от наложницы, с детства начала сталкиваться с враждебностью мира. Вместо уважительного и уважительного отношения принцесса получала насмешки со стороны сверстников и снисходительность со стороны старших, что было связано с ее происхождением – корейский народ страстно любил умершую ранее королеву Мин и не был готов принять полукровку принцесса.
Лишь в 1917 году император Годжонг добился официального признания титула принцессы для своей дочери, а также смог убедить генерал-губернатора империи внести имя младшей дочери в официальный реестр, что означало признание ее рождение как законное. Однако официальный титул и признание не означали, что принцессу наконец-то полюбят и простят ее отцовство.
Ток Хе выросла скрытной и даже немного замкнутой — она мало с кем общалась, отчасти из-за того, что во дворце Чхандоккун не было ее сверстников. Тогда любящий отец принцессы решил облегчить одинокую жизнь дочери и основал при дворце детский сад для девочек ее возраста из знатных семей, с которыми принцесса могла общаться и проводить время. Идея императора оказалась успешной, и Ток Хэ начала заводить друзей, что благотворно сказалось на ее психоэмоциональном состоянии. Однако счастливое и спокойное время в жизни наследника империи длилось недолго.
Несостоявшийся брак и смерть императора
В семилетнем возрасте детство принцессы закончилось — отношения между Кореей и Японией вновь ухудшились, и император, опасаясь японского вмешательства, решил защитить свою маленькую дочь. Ее отец нашел для Ток Хе жениха, и этот брак позволил ей избежать давления со стороны японских властей. Однако план императора Коджона не сработал – помолвка, организованная отцом Ток Хе, неожиданно сорвалась благодаря усилиям японских чиновников, имевших влияние в Корее, а ее будущему мужу Ким Чан Хану навсегда запретили входить в императорский дворец Токсугун.
Через несколько месяцев после несостоявшейся свадьбы династию Ли обрушилось еще одно испытание – тяжело заболел император Коджонг. Несмотря на усилия врачей спасти жизнь отца Ток Хэ, он умер 21 января 1919 года в стенах своего дворца, не сумев защитить жизнь любимой дочери. Среди обеспокоенных корейских граждан ходили слухи, что император умер не естественной смертью, а был отравлен японскими заговорщиками, однако эта версия не получила официального подтверждения. Это событие стало личной драмой не только для принцессы, но и для всей страны – в Корее начался хаос, междоусобицы и отчаянная борьба за власть.
Жизнь вдали от родины
Тяжелая внутриполитическая ситуация в Корейской империи послужила поводом для усиления японцами своего влияния в бывшем государстве Чосон. Постепенно набирал силу третий период усиления японской мощи, получивший название «Найсэн иттай» (внутренняя страна (Япония) и Корея объединены). Новая политика обернулась кошмаром для народа Кореи – ужесточились наказания за протесты и сопротивление властям, перестали работать печатные издания, граждан заставили сменить корейские имена на японские, а также отказаться от своей веры и культуры. Мужчин призывали на службу в японскую армию, а многих женщин заставляли работать в публичных домах, где японские солдаты часто «расслабились.
В 1925 году произошло то, чего так опасался император Коджонг – его любимую дочь насильно выслали в Японию. Ток Хе начала обучение в одной из престижных местных школ, и ей запретили посещать Корею и видеться с матерью. В чужой стране молодой девушке было сложно обосноваться и найти друзей, поэтому она все чаще проводила время в полном одиночестве. Изоляция сказалась на Ток Хе – она становилась все более замкнутой и замкнутой, а тот факт, что Онджу был вынужден забыть свою культуру и язык, только усугубил ситуацию. Однако это было не самое худшее.
Спустя пять лет Ток Хе снова пришлось пережить утрату – умерла ее мать, бывшая наложница императора и самый близкий ей человек. Принцессе в виде исключения разрешили поехать в Корею на похороны, но когда Ток Хе вернулась домой, ей не разрешили попрощаться с матерью - якобы внешний вид принцессы не соответствовал установленному по традиции дресс-коду.
Череда трагических событий оставила глубокий след в душе Ток Хе и повлияла на ее психическое здоровье. Уже весной 1930 года выяснилось, что принцесса страдала сомнамбулизмом — девочка вставала среди ночи и бродила по дому, натыкаясь на предметы. Поскольку такие ночные странствия могли причинить принцессе вред, было решено перевезти Ее Высочество во дворец брата Юмина в Токио. Врачи, обследовавшие девочку, поставили пугающий диагноз – раннее слабоумие (шизофрения). Болезнь проявлялась в том, что Ток Хэ забывал делать элементарные и жизненно важные вещи – есть, пить, ходить в туалет. В качестве лечения врачи предложили частые прогулки на свежем воздухе.
Однако жизнь во дворце брата неожиданно хорошо сказалась на состоянии принцессы. Возможно, это связано с тем, что Ток Хе была близка со своими родственниками и имела возможность нормально общаться в привычной для нее среде.
Обратите внимание: История из конверта- "Везучий пес по кличке Доктор".
Политический брак
В 1931 году императрица Японии Теймэй решила выдать замуж последнюю принцессу династии Ли и выбрала женихом для Ток Хе представителя японской аристократии Такеюки Со. Свадьба корейской принцессы и японского аристократа должна была состояться в мае, однако свадьба была отложена на несколько месяцев из-за плохого здоровья Ток Хе. Несмотря на задержку, церемония все же состоялась, и пара поженилась, а чуть позже у Ток Хе и Такеюки Со родился единственный ребенок, дочь Масаэ. Со стороны казалось, что жизнь княгини наладилась – она вышла замуж и воспитывает дочь. Но на самом деле все было иначе.
Между новоиспеченными супругами не было особой любви и привязанности, что вообще было нормой в то время, но для юной княгини, в отличие от мужа, который часто увлекался другими женщинами и не беспокоился о замужестве, это стало большая проблема. Нельзя сказать, что муж принцессы был жестоким человеком – он всячески старался обеспечить Ток Хе хорошую жизнь, хотя и делал это по-своему. Такеюки Со старался привить жене ценности японской культуры - предлагал носить кимоно, изучать японский язык, соблюдать традиции народа Страны восходящего солнца, чтобы принцессе было легче жить среди японцев.
Однако для Ток Хэ это было неприемлемо. Она упорно отказывалась подчиняться новым принципам жизни, бесконечно повторяя, что она кореянка, а не японка. Женщина отказалась носить национальную одежду и следовать традициям; она даже дала дочери второе корейское имя – Чинг Хай.
Всего через два года после свадьбы проблемы со здоровьем у Ток Хе вновь проявились, и на этот раз более серьезно, чем раньше. Принцесса вновь начала лунатизировать и забывать основные потребности своего тела, у нее обострилось психическое заболевание. Ток Хэ не мог заботиться о ее нуждах, и тем более ей нельзя было доверить воспитание дочери, которая была оставлена на попечение отца и дворцовых помощников. Единственным близким человеком Ток Хе во дворце была ее служанка (наин), которая понимала ее страдания и старалась помочь. Однако вскоре принцессу было решено поместить в психиатрическую клинику, где врачи могли оказать ей должный и необходимый уход, а Наин выгнали из дворца.
Жизнь в психиатрической лечебнице
В общей сложности Ток Хе провела в психиатрической клинике около пятнадцати лет. Все это время она была лишена общения с мужем и дочерью. Пока Онджу проходил лечение, дочь воспитывалась отцом в японских традициях. Девочка постепенно взрослела, общалась со сверстниками, называла себя Масаэ и считала себя японкой. В отличие от своей матери, Масаэ никогда не стремилась изучать корейскую культуру; она привыкла жить по законам народа своего отца.
Немного повзрослев, Масаэ начал задаваться вопросом, где же ее мать, но Такеюки Со не дал дочери узнать правду. Ток Хе смогла выбраться из психиатрической больницы только благодаря помощи своей преданной Наин, которая на протяжении всего этого времени всеми силами пыталась освободить любимую любовницу.
После освобождения Ток Хе наконец-то встретилась со своим мужем и дочерью, но тот факт, что Масаэ рассталась с отцом, ее очень расстроил. Принцесса предприняла несколько тщетных попыток образумить дочь, но ее действия лишь внесли хаос в сознание девушки, оказавшейся между двух огней.
Новый удар судьбы и возвращение домой
После окончания Второй мировой войны Япония потеряла контроль над Кореей, а вместе с этим закончился и брак Ток Хе и Такеюки Со, заключенный в политических целях. Пара, изначально не испытывавшая друг к другу чувств, официально оформила развод лишь в 1953 году. Бывший муж принцессы вскоре снова женился, и Ток Хе, несколько лет пролежавшая в клинике, осталась совсем одна в странной и ненавистная страна. Однако несчастную принцессу ждал еще один трудный поворот судьбы – через три года после расставания Ток Хэ и Такеюки. Так их единственная дочь покончила жизнь самоубийством, не выдержав давления переживаний из-за распада семьи и кризиса самоидентификации.
Смерть ребенка вызвала новую волну душевных страданий – Ток Хе не только забыла основные потребности своего тела, но и не осознала ни одной. В 1962 году принцесса вернулась в свою родную Корею с помощью южнокорейского репортера, который обратился к новому правительству с просьбой вернуть последнюю корейскую принцессу домой. Вернувшись домой, больная женщина, которая годами не проявляла никаких эмоций и не отвечала окружающим, расплакалась и даже попыталась вспомнить придворный этикет, приветствуя корейский народ. Заветное желание принцессы после многих лет кошмаров исполнилось – она наконец-то оказалась дома.
Принцесса прожила еще несколько лет во дворце в Сеуле, и надо полагать, что это время стало самым спокойным и мирным периодом ее жизни. Ток Хе умерла в 1989 году в окружении родственников. Похоронена она недалеко от Сеула, на кладбище в городе Намьянду.
Долгое время корейцы не вспоминали о последней принцессе династии Ли, пока в 2016 году южнокорейский режиссер Хо Джин Хо не снял фильм, посвященный ее жизни, под названием «Последняя принцесса». Фильм напомнил зрителям о тяжелом положении Ток Хе, и, несмотря на то, что большая часть фильма является художественной, народ Кореи понял это и в конечном итоге принял и простил свою последнюю принцессу, которая любила свою страну всем сердцем и никогда не отступала от своих принципов.
Фото: Кинопоиск
Больше интересных статей здесь: Психология.
Источник статьи: История последней корейской принцессы из династии Ли отнюдь не похожа на сказку..